Деловому сообществу надоела коррупция президента Януковича и стиль его руководства. Не маячат ли перемены на горизонте?
За последние два с половиной года Украина преобразилась, но не в лучшую сторону. В феврале 2010 года в ходе свободных и честных выборов президентом с небольшим преимуществом был избран Виктор Янукович, чья предыдущая «победа» в ходе голосования 2004 года была ниспровергнута оранжевой революцией. Этот бывший заключенный с русскоязычного востока Украины быстро укрепил свою власть. В украинском правительстве все больше доминируют приверженцы Януковича из состава его семьи, представленные, прежде всего, сыном президента, бизнесменом Александром.
28 октября на Украине состоятся важнейшие парламентские выборы. Эти выборы станут либо последним шагом по консолидации власти Януковича, либо последним шансом его оппонентов разорвать порочный круг его семейственности во власти. Но на сей раз самая осязаемая угроза его правлению исходит не от толп на улицах, а со стороны элиты бизнеса, которую он настроил против себя.
Янукович вообще победил на президентских выборах благодаря удачному стечению обстоятельств. Украина в 2008 году серьезно пострадала от мирового финансового кризиса, когда правительством страны руководила премьер-министр Юлия Тимошенко, выступавшая на выборах в качестве соперницы Януковича. Беспокойное коалиционное правительство оранжевых во главе с Тимошенко и президентом Виктором Ющенко погрязло в междоусобной борьбе и со временем рухнуло. Сейчас Ющенко возглавляет официально оформленную, отколовшуюся политическую группировку, которая отнимает голоса у настоящей оппозиции.
У Януковича уже было парламентское большинство, когда он пришел к власти, и поэтому он сумел быстро сформировать правительство. Ему также удалось взять под свой контроль конституционный суд, отменивший поправки к основному закону от 2004 года и вернувший страну к конституции 1996 года, в которой предусмотрены более обширные президентские полномочия. Тем временем, Тимошенко в ходе явно политизированного судебного процесса приговорили к семи годам лишения свободы за якобы сомнительную газовую сделку с Россией, которую она заключила во время своего премьерства.
Янукович также принял меры по ужесточению контроля над телевидением. В частности, упорствующий в своей независимости кабельный телеканал TVi лишился лицензии, и под давлением властей его постепенно выдавливают из различных сетей. В преддверии выборов телевидение оказалось под жесткой властью действующего президента.
Но одними репрессиями президента не спасти, если будет ослабевать поддержка Януковичу со стороны влиятельных деловых кругов. Вначале Янукович сформировал правительство, в котором доминировали девять группировок крупного бизнеса. Каждая была представлена одним или несколькими министрами в его кабинете. Но затем их количество быстро сократилось. Теперь в правительстве господствующие позиции занимают лоялисты семьи Януковича. Они контролируют все правоохранительные органы, центральный банк и министерство финансов, а бизнесмены жалуются, что Александр Янукович «выкручивает им руки». Как следствие, Украина в Индексе восприятия коррупции организации Transparency International опустилась на 152-е место среди 183 стран, а имущественные права там нарушаются все чаще.
В этом году у меня была возможность с близкого расстояния понаблюдать за недовольной украинской оппозицией. Авторитетный украинский бизнесмен Виктор Пинчук ежегодно проводит в Ялте крупную международную конференцию. В середине сентября там состоялась девятая конференция «Ялтинской европейской стратегии», на которую собралась вся политическая элита Украины, а также зарубежные знаменитости, включая американцев Ньюта Гингрича (Newt Gingrich), Кондолизу Райс (Condoleezza Rice), Роберта Зеллика (Robert Zoellick) и Уильяма Дэйли (William Daley).
Янукович тоже приехал, однако, в отличие от прошлых лет, он был не в том настроении, чтобы задабривать своих зарубежных гостей. В прошлом году он обещал выпустить Тимошенко из тюрьмы, где та находится до сих пор. На сей раз и он, и его аудитория, похоже, поняли, что любые новые обещания реформ покажутся крайне неправдоподобными, и поэтому Янукович полностью проигнорировал данный вопрос.
Его приверженцы демонстрировали аналогичное отношение. Премьер-министр Николай Азаров, отвечая на мой вопрос об усилении злоупотреблений и казнокрадства во время его нахождения на посту главы правительства, заявил, что сообщения о коррупции сильно преувеличены. (Согласно последним опросам, 59% украинцев с ним не согласны.)
Но некоторые из присутствовавших на конференции важных персон были явно недовольны сложившейся ситуацией. К ним можно отнести первого заместителя премьер-министра Валерия Хорошковского, министра экономики Петра Порошенко и заместителя премьер-министра Сергея Тигипко. Все они — миллиардеры и лидеры большого бизнеса. Хотя эти люди по-прежнему принадлежат к партии Януковича, они проявили больше стремления к сближению с иностранными политиками и бизнесменами. В своих выступлениях они признали проблемы государственного управления на Украине и единодушно выступили за более тесное сотрудничество с Европой и за ускорение экономических реформ.
Нетрудно понять, почему эти руководители выступают против президента. Несколькими днями ранее Янукович на совещании пообещал «оторвать голову» Порошенко в ходе технического спора по вопросу введения утилизационного сбора на колесные транспортные средства. «Что ж, спасибо. Обойдемся без вашей помощи», — невозмутимо ответил Порошенко.
Такими бандитскими выходками Янукович вряд ли расположит к себе и без того скептически настроенные зарубежные государства. Отвечая на критику по поводу своего чрезмерного сближения с Кремлем, он утверждает, что его главная цель — это европейская интеграция, и что прошлой осенью Украина заключила важное соглашение о свободной торговле с Евросоюзом. Это — монументальный документ на 1000 страниц, переговоры по которому длились четыре года. Однако ЕС отказывается утверждать данные документы, пока Тимошенко находится в тюрьме по надуманным обвинениям.
Янукович пригрозил развернуться в сторону России, если ЕС будет пренебрегать им, но его угрозы неубедительны, потому что российский президент Владимир Путин едва ли не отказывается от встреч с ним. 12 июля Путин прибыл в Крым и на несколько часов задержался в компании националистически настроенных байкеров из Москвы, прежде чем отправиться к Януковичу в Ливадийский дворец. Во время встречи он 20 минут говорил со своими помощниками и коллегами, игнорируя Януковича и всячески избегая разговора по существу. Отчаянно нуждающийся в друзьях Янукович сегодня «потеплел» по отношению к Китаю. После обмена визитами китайцы предложили несколько многомиллиардных контрактов, но ни одно из объявленных соглашений между двумя странами пока не реализовано. Деловой климат на Украине настолько суров, что даже китайское правительство не хочет иметь к нему никакого отношения, а китайцы выдвигают особые условия относительно своих рабочих, ведущих строительные работы.
Внутри страны изоляция — еще заметнее, и все благодаря недальновидной привычке Януковича подвергать преследованиям самых влиятельных людей страны. Сейчас звучат многочисленные заявления о том, что приверженцы семьи Януковича берут под свой частичный контроль компании, не платя за это никаких денег, а также принимают откаты в размере от 40 до 70 процентов стоимости крупных государственных контрактов. Ведущие отрасли украинской экономики открыты лишь для немногих местных бизнесменов. В первую очередь, это металлургия, газ, электроэнергетика, добыча полезных ископаемых и химическая промышленность.
Поэтому президент накануне октябрьских выборов в парламент оказался в крайне уязвимом положении. Янукович надеется еще больше укрепить свою власть, получив конституционное большинство в две трети парламентских мандатов, однако это маловероятно. Рейтинг популярности у него ниже 20%, а у его Партии регионов он составляет около 25%. Имея отвратительные показатели в экономике, эта партия выступает с обещаниями политической стабильности и апеллирует к русской части населения, обещая дать официальный статус русскому языку. Чтобы повысить свои шансы, Янукович изменил избирательную систему таким образом, чтобы половину депутатов парламента выбирали в ходе общенациональных прямых выборов, а другую половину избирали по отдельным регионам, которые выдвигают представляющих их депутатов. Такая схема — на пользу действующему президенту и богатым бизнесменам. Но этого может оказаться недостаточно, чтобы защитить партию Януковича от поражения на выборах, и нет никаких гарантий, что избранные приверженцы Януковича станут поддерживать его в будущем.
Но и победа демократической оранжевой оппозиции также кажется маловероятной. Несколько оранжевых партий слились в Объединенную оппозицию под руководством молодого и умелого Арсения Яценюка, который был спикером, министром иностранных дел, министром экономики и первым заместителем главы президентской администрации. Но Яценюк не обладает харизмой Тимошенко, и в любом случае, режим Януковича выстроил всю систему против него. Ни один бизнесмен не осмеливается давать оппозиции деньги; несколько оппозиционных лидеров сидят за решеткой; у оппозиции ограничен доступ к средствам массовой информации; власти создали несколько новых партий (включая партию Ющенко), чтобы вводить в заблуждение избирателей; а оппозиция часто подвергается преследованиям, арестам и побоям со стороны властей.
Гуляя в сентябре по центру Киева, я был поражен почти полным отсутствием предвыборной агитации. Видимо, Объединенная оппозиция пока еще слишком деморализована после хаотичного правления оранжевых в 2005-2010 годах, чтобы организовать сопротивление, хотя украинские избиратели неоднократно удивляли своих руководителей, голосуя против них. Они поступали так в 1994, 2005 и 2010 годах.
Более реалистичным кажется третий сценарий. Это повтор выборов 2002 года, когда правящая партия сразу после выборов раскололась на девять олигархических партийных фракций. Порошенко в Ялте мог подшучивать над Януковичем, потому что намерен воссоздать собственную региональную партию, куда войдут 20 депутатов парламента из Винницкой области, что в центральной части Украины. Министр по чрезвычайным ситуациям Виктор Балога делает то же самое в Закарпатье, на западе Украины. Раскол олигархии не равноценен демократии, но это создаст некое подобие сдержек и противовесов действующей системе семейной власти. Спустя пару лет после выборов 2002 года на Украине произошел демократический прорыв, и в следующий раз он может оказаться более успешным.
Проблема Януковича — в том, что он использует только кнут, но не пряник. Плодами его хищнического правления пользуются очень немногие из узкого круга друзей и родственников, являющихся выходцами из родного города Януковича Донецка. Он консолидировал власть поразительными темпами, но в процессе без разбора давил и друзей, и врагов. Следовательно, его власть сейчас, скорее всего, находится в зените, и скоро Украина может снова увидеть более плюралистическую систему.
Андерс Аслунд — старший научный сотрудник Института международной экономики имени Петерсона (Peterson Institute for International Economics), автор книги «How Ukraine Became a Market Economy and Democracy» (Как Украина стала рыночной экономикой и демократией).
Источник: («Foreign Policy«, США)
24.10.12.