Главная » Все Новости » События » Митинг в защиту Ахмеда Чатаева в Панкиси

Митинг в защиту Ахмеда Чатаева в Панкиси

28 октября в Грузии состоялся митинг обеспокоенных судьбой Ахмеда Чатаева панкисцев, которые настаивают на невиновности узника грузинской тюрьмы, в свое время привлеченного к переговорам с муджахедами в ущелье Лопота. Местные журналисты уделяют этому событию самое пристальное внимание, отчасти и из-за того, что оно оказалось на перекрестке политической борьбы в Грузии.

Тревога чеченцев вызвана несколькими обстоятельствами вокруг этого судебного дела. Сам Чатаев находится в тюрьме и нуждается в срочной операции на ногу, где уже однажды удалили стопу. Не было недостатка в представителях СМИ и на этот раз, тем более что сообщено о предстоящем митинге было еще вчера. Но все пошло в очень растерянной обстановке.

За подробностями мы обратились к людям, которые, в числе других, приложили много усилий, это Джокола Ачишвили и Аюб Борчашвили, имеющие опыт правозащитной работы. Первый долгое время работал с известной в Грузии Наной Какабадзе.

Мы были в курсе дела, что они же собирали большую пресс-конференцию, обратились в международные правозащитные организации и дали интервью. Но самой большой их удачей была встреча с руководителем грузинской правозащитной организации Гелой Мтивлишвили , которого они попросили взяться за дело Ахмеда. Он, недолго думая, дал согласие и был первым, которому удалось добиться встречи с Ахмедом. С этого все и началось.

Тогда и выяснилось, что ситуация у Ахмеда катастрофическая: со здоровьем, с питанием, с одеждой. Связано это было с тем, что к нему не допускали никого, да и сам Ахмед не доверял никому, не принимал лекарств. За короткий срок правозащитник сделал все возможное, чтобы как-то облегчить судьбу Ахмеда.

Что касается сегодняшнего митинга. Образовались группы «за» и «против». Аргументы первых – власть должна учитывать общественное мнение; аргументы вторых – митинг могут использовать в политических целях противоборствующие стороны. Одну и другую сторону можно понять, у каждой из них своя правда. Наученные горьким опытом люди опасаются всего.

В этой ситуации многие заявили, что не собираются политизировать митинг и идти против кого-то. Призыв будет только один – отпустить невиновного человека, который был привлечен к событиям как переговорщик. Тем более что в свое время Иванишвили сам заявлял о готовности расследовать это дело до конца. А время не терпит отлагательства, уже завтра начинается суд над Чатаевым. Создалась угроза срыва митинга, потому что по ущелью поползли слухи об отмене. И тем не менее люди, по настоящему обеспокоенные судьбой Ахмеда, собрались в Дуиси. Были среди них и местные жители, и чеченские беженцы. Пришли и смело заявили в кадр о своем желании, и не было никакой политики, никого не охаивали, не возносили, не топтали. И у этих людей есть очень веские основания беспокоиться за судьбу Ахмеда.

Сложность ситуации понимают все. Выход Чатаева живым из тюрьмы грозит разоблачениями многим сторонам, поэтому может случиться что угодно. Ахмед сам убежден, что он не успеет дойти живым даже до трапа самолета.

Ахмеда уже попытались уговорить подписать признание, что при нем было взрывное устройство, в обмен на освобождение (мы умышленно не будем пока называть организации и людей). Попытка сорвалась в последний момент. Ахмед по своей наивности готов был на сделку, игнорируя предупреждения даже Гелы Мтивлишвили о том, что в этом случае он лишится статуса беженца и его могут выдать России. Для этого надо знать тяжелейшую ситуацию Ахмеда. Правозащитнику пришлось пригласить представителя УВКБ ООН из Женевы и вместе снова посетить Ахмеда в тюрьме. На этот раз последнего убедили.

Далее следующая история, которая выровнилась опять-таки с помощью Гелы. В деле единственными свидетелями проходят три пограничника- Георгий Кереселидзе, Бадри Ткеламадзе, Гоги Айвазашвили, которые утверждают, что при задержании у Ахмеда было взрывное устройство.

Правозащитник снова идет на крайность — пошел на встречу с этими людьми и сделал скрытую съемку разговора. Не подозревая ни о чем, пограничники рассказали, что никакого задержания не было. Ахмед вышел к ним с палкой руках. Нога была в ранах, от гноя завелись уже черви. Они перевязали его и повезли в больницу, а уже позже их вызвали в (…) и предложили подписать чистые листы.

После состоявшегося разговора Гела снова позвонил пограничникам и предупредил, что он записал их разговор. Те ответили, что не имеют никаких претензий, но если бы они не подписали бумаг, то их уволили бы с работы. Сейчас Гела подал запрос в прокуратуру для расследования этого моента.

И еще одна удача в пользу Чатаева, первый допрос попытались сделать в первые же часы после операции, когда он был под наркозом. Но адвокат, несмотря на согласие врачей, не разрешил сделать это.

Ахмеду сейчас нужна операция, первая была сделана грубо. Нога гниет, если не удалить торчащие кости, то в дальнейшем нельзя будет использовать протез, но больной и его адвокат опасаются много. Ахмед не принимает даже лекарств, опасаясь худшего.

И еще одно. Гела по собственной инициативе нанял для Ахмеда Чатаева адвоката, которой он доверяет,это Нино Андриашвили, но в пятницу выяснилось странное обстоятельство, кто-то постарался переиграть этот вариант и назначить другого. Снова пришлось срочно связаться с Ахмедом, с его супругой и выяснить, сделано ли это с их согласия. Оказалось, что нет. Геле пришлось срочно опротестовать это решение и вернуть прежнего адвоката.

ПОСТКРИПТУМ. Завтра в 2 часа должен состояться судебный процесс над Ахмедом Чатаевым. Мы не знаем, каким будет его итог, но в одном уверены-многие порядочные люди приложили все усилия, чтобы принять участие в судьбе Ахмеда. И мы благодарны им, и еще вернемся к этой стороне дела.

Что касается событий в Лопота. ИА DAYMOHK еще не сформировал свою позицию по ним и хранит молчание, хотя с самого начала было на связи с определенным кругом панкисцев. Тут есть всем над чем задуматься и сделать выводы — и чеченской стороне, и грузинской и дагестанской. Если не хотим повторения трагедии. И мы благодарны всем сторонам, ищущим правды в этой трагедии, потому что погибли самые лучшие из нас.

Повторяем еще раз, мы прервали молчание за два месяца впервые, если не считать неправильную информацию, брошенную еще в первые часы начала событий со ссылкой на другие СМИ. И от этого остался большой осадок, хотя в дальнейшем сумели остановиться вовремя.

За общим и объективным выводом всех последует и наша информационная политика в отношении Грузии в тактическом и стратегическом плане. Но уже знаем одно – эйфории, которой мы и раньше не страдали, какая бы власть не правила в этой стране, не будет. А будет очень трезвый подход. И своим соотечественникам советуем соблюдать нейтралитет во всех делах, быть сдержанными, не давать использовать себя, но и не враждовать.

Дата Туташхиа.

ИА DAYMOHK.

28.10.12.