Торжества по случаю Дня независимости Польши, состоявшиеся неделю назад, не объединили нацию, а, напротив, обнажили разногласия, пишет Time. «Симптоматично, что в Варшаве прошло целых два масштабных парада», — отмечает корреспондент Петр Залевский.
На митинг, организованный президентом Коморовским, пришли более 10 тыс. человек. Атмосфера была радостная: «торжества во славу одной из немногих европейских стран, которой действительно есть чему радоваться в экономическом плане», пишет автор. Польша входит в первую пятерку в ЕС по экономическому росту в нынешнем году.
Однако намного больше народу — 20 тыс. с лишним — собрал митинг ультраправых. Там атмосфера была далеко не благостная: толпа скандировала антиправительственные лозунги, «крепкие мужчины в балаклавах зажигали красные файеры», несколько парней попытались поджечь флаг ЕС — правда, неудачно.
«Мы ведем войну за Польшу. Мы вернем Польшу себе», — заявил один из ораторов. «С кем они воюют? Другой оратор сообщил четко: с левыми и гомосексуалистами. Поскольку правящая партия — правоцентристская, «левые» — это, вероятно, все, кто не ультраправые», — говорится в статье.
Участник манифестации учитель Януш Верстлер пришел в куртке с цифрами 10/4/10 — датой авиакатастрофы президентского лайнера под Смоленском. «Эта трагедия потрясла польскую политическую жизнь до основания», — поясняет автор.
Верстлер назвал катастрофу убийством. «Возможно, на митинге ультраправые слишком мало говорили об этой версии, но единомышленники Верстлера могут рассчитывать на более могущественных политических союзников», — пишет автор. Основная оппозиционная партия «Закон и порядок», возглавляемая братом-близнецом погибшего президента, Ярославом Качиньским, открыто заявляет, что катастрофа была заранее спланирована. «Партия ссылается на изъяны в правительственном расследовании, а также на выводы из собственного расследования», — пишет автор.
В глазах правящей коалиции и большинства обозревателей обвинения, с которыми выступает Качиньский, — подстрекательские, но совершенно беспочвенные. «Но в ситуации, когда российская сторона халатно отнеслась к документированию причин катастрофы, правительство Туска часто кажется пассивным и слабым», — говорится в статье. Вдобавок несколько жертв катастрофы были похоронены в чужих могилах, так как останки перепутали.
Между тем, согласно свежим опросам, почти каждый третий поляк уверен, что катастрофа была убийством. 63% опрошенных требуют, чтобы развеиванием сомнений занялась международная комиссия, а не правительство Польши.