Специальная
Начнём с рассказа об истории нахской письменности, что станет залогом понимания её современных проблем и потребностей нахского языка.
А. О письменности предков вайнахов
Из предшествовавшей главы становится ясным, что, говоря об истории письменности вайнахов, мы должны Рассматривать и письменности древних народов, обнаруживающих генетическое родство с вайнахами.
Первыми в этом ряду стоят хурриты с их клинописью, т.к. генетическое родство вайнахов с ними и их преемниками — урартийцами очевидно и меньше других вызывает сомнение. Письменность, которой пользовались хурриты и урартийцы, называется клинописью. Принцип этого письма состоит в том, что оно писалось на глиняной табличке насечкою клиньев при помощи заострённой палочки. Разные комбинации клиньев обозначали разные слоги. Клинопись — изобретение шумерийцев, которое впоследствие было заимствовано вместе с высокоразвитой культурой шумеров, вавилонянами и ассирийцами. Считается, чтохурриты, в свою очередь, заимствовали клинопись у вавилонян. Поводом для таких утверждений послужило то, что хурриты известны в этом регионе в более поздний исторический период, чем вавилоняне. Но если придерживаться той версии, что хурриты, возможно, являются генетическими потомками шумерийцев, то выйдет, что вавилоняне заимствовали письменность у предков хурритов, а у них она является унаследованной. Но также вполне возможно, что цепь генетико-этнокультурной связи была оборвана, и клинопись вернулась к хурритам через посредство вавилонян. Как бы то ни было, в нахском языке в окаменелой форме сохранились слова, свидетельствующее о том, что в прошлом их предки пользовались клинописью: слово «зайл-йоза» — письмо клина; слово «бумага» (т.е. материал письма) по-нахски звучит как «кехат». Этимологическая разборка последнего выявляет, что это слово состоит из двух «ке» — в ладони (ладонь) и «хат» — глина, т.е. как глина, которая кладётся в ладонь для письма..
В последнее время подвергается сомнению тот факт, что финикийцы являются авторами первого буквенного письма, и выдвигаются разные версии с упоминанием исчезнувших и неизвестных угаритского, протоханаанского и протосинайского письмен. Р. Джамуханов выдвигает версию хурритского происхождения финикийского алфавита и говорит о хурритах как об изобретателях первого буквенного алфавита. А финикийцы лишь заимствовали его у хурритов. Среди самих хурритов он не развился из-за консерватизма жрецов, также как и в Древнем Египте. Семиты финикийцы жили на восточном берегу Средиземного моря и были известны во всём мире как торговцы-мореплаватели, что позволило им распространить заимствованный алфавит как финикийский по всему Средиземноморью. Франклин Фолсом в своей «Книге о языке» пишет по этому поводу: «Великое множество чужестранцев (и разных видов письма) проходило через многолюдные торговые города семитов — не было на свете Народа, который навидался бы их больше!»
Арби Вагапов опубликовал в газете «Васт» статью О соответствиях значений букв финикийского письма в ипхчинском языке. Наверное, это открытие А. Вагапова убедило Р. Джамуханова, историка-востоковеда и филолога, в правильности своего исторического поиска. После того как я обратил своё внимание на это обстоятельство, и мне удалось найти в финикийском алфавите две буквы с соответствующим значением в чеченском языке. 11а сегодняшний день из 22 букв финикийского алфавита (значение двух его букв неизвестно вообще), по крайней мере, половина имеет соответствующие значения в чеченском языке. Думаю, в дальнейшем этот список пополнится. Приведу примеры:
Внешне может показаться, что не все слова соответствуют друг другу. Но это только видимость. Учёный-этимолог сможет увидеть в этих словах общий корень.
Если научная версия Р. Джамуханова будет официально принята, то далёкие генетические предки вайнахов окажутся изобретателями первого буквенного (фонологического) алфавита, родоначальника всех остальных буквенных алфавитов мира.
Б. Петроглифы в горах Чечении
Обратимся теперь к древнейшим письменам на территории современной Чечении. Это, прежде всего, пиктографические и идеографические письмена в горах, т.е. петроглифы на древних башнях и отдельных камнях. Можно сказать, что это один из самых неизученных разделов истории нахской письменности. Сбору, изучению и систематизации вайнахских петроглифов (именно вай-нахских, независимо от того, где они найдены, в современной Ингушетии или в Чечении, т.к. они определённо принадлежат к единой древней вайнахской культуре) фактически не уделялось почти никакого внимания. Этим занимаются лишь одиночки, но не ведётся системной работы, хотя практического материала для проведения этих работ достаточно. Больно осознавать, что большая часть этого материала безвозвратно утеряна и мы продолжаем терять его по сегодняшний день. Башни и древние погребальные сооружения, на стенах которыхвысечены письмена, рушатся, погребая под собой историю нашего народа. Великолепные архитектурные творения предков, превратившись в груду камней, покрываются мхом, от камней откалываются пласты с изображениями древних знаков. Это последствия варварской бомбардировки советской авиацией в 1941-1944 годах, в «собственном тылу», населённых пунктов горной Чечении и преднамеренной бомбардировки частично заброшенных и незаселённых к тому времени башенных комплексов с целью уничтожения материальной культуры и истории нахского народа. Всё это прикрывалось лозунгом борьбы с «бандитизмом» и «фашистскими» диверсантами. Ещё много живых свидетелей, которые рассказывают, как самолёты преднамеренно сбрасывали бомбы на уникальные и совершенные в плане архитектурного исполнения боевые башни, заведомо зная, что они имеют историческую ценность. Очевидцы рассказывают, что до этого времени башни находились в отличном состоянии и хорошо сохранились благодаря уникальной древней кладке и сверхпрочному раствору. Люди жили в жилых башнях, обновляя их внутри, и ухаживали за боевыми башнями (нежилыми), следя за их состоянием, за кровлей, чтобы осадки не повредили стены. В стену одной из боевых башен общины майстой НКВД-ешники, депортировавшие нахчинцев, заложили огромное количество взрывчатки, вполне достаточной, чтобы полностью разрушить башню. Но взрыв не повредил её — образовалась только небольшая дыра, которую после возвращения на родину заделал очевидец этого события.
Нахчинцы бережно относятся к истории своего народа. По свидетельствам тех же очевидцев, а также учёных-исследователей, побывавших в горных районах Чечении в период до 1944 года, в одном только Аргунском ущелье насчитывалось свыше 300 боевых и сторожевых башен, образующих единую цепь сообщения (сообщали о надвигающейся угрозе, зажигая костры на башнях от одной к другой, расположенных в зоне видимости друг друга) и единую оборонную систему по всему ущелью. Теперь мы не насчитаем и 50 башен, да и те находятся в ужасном состоянии, подвергаясь атмосферным воздействиям из-за испорченных кровель и участков стен. Я уже не говорю о бомбардировках в войне 1994-96 годов и об этой, как её называют, «второй» войне, когда военные события разворачиваются в районах расположения древних башенных комплексов. Вновь идет систематическое уничтожение населения и памятников его материальной культуры, чтобы ничто не напоминало потомкам о древнем народе нахов.
Мы ещё вернёмся к теме вайнахских башен, а теперь опять о петроглифах. До сих пор нет цельной работы, посвященной изучению и систематизации вайнахских петроглифов. О них, как, впрочем, и обо всей истории нахов, мы узнаём лишь из отрывков некоторых научных работ. Вот что пишет о вайнахских петроглифах И.Ю. Алироев: «Сплошь и рядом встречаются петроглифы и в горах Чечено-Ингушетии. Они, главным образом, наносились на огромных строительных камнях, часто на арочных. Известно, что ещё первые исследователи Чечено-Ингушетии, интересовавшиеся башенной культурой чеченцев и ингушей, обратили внимание на специфические знаки в виде букв П, Т, Ф, Р, О, перевёрнутое П, вертикальное и лежащее Ж, восьми- и двенадцатиконечные звёздочки, латинское горизонтальное и. вертикальное 3, соединённые на расстоянии линией три восьмёрки с идущей над ними волнистой чертой, символы солнца, фигуры людей и животных, руки с распростёртыми пальцами и т.д. Часть таких петроглифов была скопирована и опубликована в отдельных исследованиях.
(Марковин В.И. В ущельях Аргуна и Фортанги. М. 1965; Исламов А.А. К вопросу о средневековых погребальных сооружениях в верховьях реки Чанты — Аргуна \\ Известия ЧИНИИИЯЛ. т.З, вып.1. Грозн. 1963).
Отсюда можно сделать вывод о наличии у чеченцев и ингушей в прошлом письменности, по крайней мере, её зачатков» (И.Ю.Алироев. Язык, история и культура вайнахов).
Без сомнения, письменность у вайнахов существовала в прошлом. Но не только в зачаточных, но и в более совершенных формах письма. К примеру, в селении Хой на стене жилой башни мною обнаружены следующие буквообразные знаки:
Известны также и другие буквообразные знаки в юрах Чечении. В селении Макажой найден камень в кладке башни с такими вот знаками:
На камне, найденном рядом с башней в селении Муцарой, есть следующие буквообразные знаки:
Р.Р. Джамуханов, комментируя эти знаки, пишет: «Литеры этого неизвестного письма точно передают знаки финикийского, сабатейского, отдельные знаки греческого и арамейского письма». (Дипломная работа студента ЧИГУ Р.Р. Джамуханов а» Древнейшие вайнахские религиозные верования на материале языка»). Какизвестно, буквенная письменность развивалась по миру исключительно путём заимствования. Возможно, буквенные знаки относятся к какому-то древневаинахскому алфавиту, нам неизвестному. А то, что такие знаки мы находим значительно меньше других петроглифов, можно объяснить тем, что это письмо, в основном, осуществлялось на других писчих материалах своего времени, эти краткие записи же на камне носят частичный характер.
Давно увлекаясь горным туризмом, я часто замечал в горах Чечении и Ингушетии петроглифы, но не уделял им особого внимания. Лишь позже, в студенческие годы я скопировал и запечатлел на бумаге некоторые из них.
В основном, это единичные завершённые знаки, носящие символическое значение: ромбик в прямоугольнике; круг, имеющий на боку крючок в виде ручки кружки, а внутри цветок, состоящий из четырёх лепестков в виде креста; простые кресты; свастики; крест, два конца которого расходятся на три ветки, а другие два конца пересекаются поперечными короткими ветками и завершаются короткими поперечными линиями, в промежутках же между четырьмя делениями креста 4 кружочка; круг, который делится на равных 6 долей; круг с тремя крючками, обозначающий циклическое вращение; две симметрично расположенные спирали, соединяющиеся под углом и выливающиеся в единую линию, которая, следуя вверх, раздваивается на два крючка в виде человеческих рук, между которыми помещён овальный заостряющийся круг в виде головы — и всё это единый рисунок. Но встречается и много композиций, а в отдельно взятых местах их гораздо больше, чем отдельных рисунков.
На мой взгляд, эти композиции суть календари, схемы местности, идеографические композиции рисунков и композиции, имеющие черты логографического письма. Например, многочисленные композиции с раз ными кружочками, звёздочками, линиями — вертикальными, горизонтальными, диагональными, соединёнными в единую систему, относятся к календарям:
Рисунки, в которых имеются крест, занимающий главное место в композиции, линии, отходящие от него и расходящиеся в разные стороны и идущие от креста, кружочки и другие фигуры, имеющие символическое Значение, а также композиции, имеющие петроглифы с изображениями людей, животных и другие рисунки с символическим смыслом, являются идеографическими:
В идеографических рисунках вся композиция определённо отображает какую-то мысль автора:
Черты логографического письма имеют, по-моему, следующие петроглифы:
Очень распространён в горах Чечении петроглиф, изображающий человеческую руку. По-видимому, он носит характер клейма мастера, построившего башню, склеп или другое какое-либо сооружение, на котором мы находим подобные петроглифы. В 1988 году я зафиксировал один из таких петроглифов в Аккинском ущелье. Он, по-моему, заслуживает внимания. Дело в том, что петроглиф был высечен на огромном надмогильном камне. В то время я ещё не занимался сбором петроглифов. Мое внимание привлекли необычайные размеры надмогильного камня высотой в 3 метра 90 сантиметров и шириной 50 сантиметров. Местные пастухи называли его Уци-чурт. По их расказам, в этой могиле похоронен богатырь огромного роста по имени Уци, потому и надмогильный камень поставили огромный. Говорят, когда к нему заходили гости, то они не могли без чужой помощи взобраться на нары, на которые спокойно присаживался хозяин. Петроглиф, изображающий руку, занимал центральное место среди других петроглифов, изображённых на чурте. Размеры его были малы для великана и скорее соответствовали размерам руки мастера, изготовившего надмогильный камень.
Среди материалов, собранных В.И. Марковиным в горах Чечении и Ингушетии, мы также находим много рисунков с изображениями людей, животных. Петроглифы, изображающие многочисленные символы, нередко идентичны древним знакам Месопотамии и Древнего Египта. Все они свидетельствуют о. присутствии у древних вайнахов идеографического и даже более развитого вида письма.
Идеографические письмена в горах Чечении нахчинские старожилы называют «къоьвлин-йоза» — «закрытое письмо». Действительно, рисунки идеографического письма скрывают в себе понятие, которое должен раскрыть читающий их. Старожилы говорят, что помнят ещё людей, умевших читать его.
Петроглифической письменности вайнахов посвящена одна из глав дипломной работы Р.Р. Джамуханова (выше уже приводилась цитата из неё). Она заслуживает внимания, т.к. в ней не просто иллюстрируется сырой материал, как обычно это бывает, а делается попытка распознать и объяснить значения некоторых вайнахских петроглифов. Р.Р. Джамуханов на башне в Цой-Педе зафиксировал петроглиф в виде дважды повторяющихся трёх кружков, вертикальной линии, трёх восьмёрок, соединённых горизонтальной осью, и волнистой линии под восьмёрками. Вся композиция высечена на цельном камне, вделанном в стену башни:
Рисунок был опубликован В.И. Марковиным по материалам исследований 1957-1965 годов, но без каких-либо указаний на его значение. Р.Р. Джамуханов отмечает, что этот рисунок — древнейший нахский календарь. Первые три кружка слева от вертикальной линии — суть зимние месяцы. Вертикальная черта отделяет зимние месяцы от верхних трёх весенних месяцев. Весенние месяцы соединены горизонтальной осью с нижними кружками -летними месяцами. Лето — время поливочных работ, на это указывает волнистая линия, которая передаёт знак воды, встречающийся почти у всех древних народов. Три кружочка справа — это осенние месяцы. Так растолковывается значение этого рисунка.
На фасаде солнечного могильника Р.Р. Джамуханов отметил другой петроглиф, по его мнению, изображающий рога:
Он проводит сравнительно-лексические параллели в некоторых языках мира с нахчинским «сен карраш» -оленьи рога: в форме мн. числа (греч.) кегаз «рог»; (лат.) соггиз «рог»; (араб.) къарн «рог»; (анг.) Нот «рог».
Далее этот автор, опираясь на труды В.И. Марковина, отмечает, что лунный календарь и магическая символика, связанная с лунным календарём, были известны древним вайнахам, и приводит петроглиф с изображением луны:
В горах Чечении и Ингушетии петроглифы, изображающие луну, многочисленны. Автор говорит, что культ луны был распространён на Кавказе и в странах Средиземноморья. Головы языческих богов и богинь Древней Месопотамии и Египта украшали короны в форме перевёрнутого полумесяца. Совокупность геометрических сюжетов — петроглифов, по его мнению, рисует картину развитых астральных представлений ваинахов о вселенной.
Читатель, наверное, заметил что авторы работ о вайнахских петроглифах говорят о соответствии их с петроглифами Древнего Египта и Месопотамии. Это только лишний раз подтверждает культурно-генетическую связь предков ваинахов с древними народами этого региона. И.Ю. Алироев о происхождении вайнахских петроглифов говорит:
«Вайнахские петроглифы в большинстве случаев наносились на довольно крупные строительные камни, часто на арочные камни — монолиты (нах. «нартол»). По рассказам стариков, эти камни довольно часто доставлялись из развалин древних циклопических башен, и каждый из них после обработки стоил несколько десятков баранов.
Остатки циклопической постройки и сейчас имеются в горах. Археолог-кавказовед профессор Е.И. Крупнов считает, что постройка могла быть воздвигнута в 9-6 веках до н.э., в период, когда были ещё прочны родовые устои и все постройки возводились усилиями многочисленных членов рода.
Возможно, вместе с камнями были перенесены и средневековье петроглифы, которые впоследствии, в течение веков, вероятно, под руками мастеров видоизменялись и не избежали, конечно, определённой импровизации».
(И.Ю. Алироев. Язык, история и культура ваинахов).
Нельзя не согласиться с этим суждением: хронологические рамки циклопических построек, указанные здесь, не противоречат нашей версии происхождения вайнахских петроглифов. Факт, что мотивы вайнахских петроглифов явно древнеегипетского и месопотамского происхождения. В этой же работе И.Ю.Алироева есть ещё одно доказательство нашей версии: «В Чечено-Ингушетии, например, существует обычай отмечать на надгробном памятнике пиктографическим знаком талант покойника: швее — швейную машинку, воину -кинжал и ружьё, искусной гармонистке — гармошку, бандуристу — бандуру (дечиг — пондар)». В Древнем Египте на стенах гробниц фараонов и великих вельмож описывались их великие деяния. Французский египтолог М. Шен писал: «… Можно сказать, что иероглифические знаки, передавая мысль египтян, наглядно иллюстрируют также всё то, что относилось к их манере жить, к их привычкам, учреждениям и нравам».
(M. Chaine. Notios de langue egiptierre. Paris, 1939, v.l, р.З.).
И после принятия ислама в некоторых районах Чечении долго сохранялся обычай иллюстративно отображать жизнь покойника на надгробной плите. Наглядным примером является старое исламское кладбище высокогорного селения Хой. Я скопировал рисунки с нескольких подобных чуртов данного кладбища (фрагменты приведены в приложении к этой книге).
Вот материал, предложенный читателю Альбертом Измайловым (Фараон МИН в начале пятитысячелетнеи истории и государства. Еженед. «Комсомольское племя»).
Древнеегипетские и месопотамские иероглифы:
Вайнахские петроглифы:
Как видим, эти месопотамские и египетские иероглифы полностью или почти полностью соответствуют вайнахским.
Из собранного мною материала некоторые петроглифы, на мой взгляд, также соответствуют египетским и другим древним письменам. Например:
В этой связи интересно обратить внимание на ещё один аспект вайнахской башенной культуры. Вот что писал С.-Э. Бицрев после своей поездки в Сирию: «Несмотря на солнце и палящий зной, мы долго не уходили, блуждая среди развалин старых башен. И не только потому, что захватил рассказ опытного экскурсовода, просто многие были шокированы удивительным сходством этих строений с вайнахскими боевыми башнями. И самой формой -высокие, заостряющиеся кверху, и принципом внутреннего строения — винтовая лестница, и методом ведения боевых действий — бойницы с четырёх сторон, и сложены из тех же камней.» (С.-Э. Бицоев. От Дамаска до Аммака. Еженед. «Комсомольское племя»).
Мы уже говорили, что итальянский исследователь А.Донини также связывает башенную культуру Кавказа с Древней Месопотамией. Становится понятным, каким образом на вайнахских средневековых башнях могли очутиться древние пиктографические и идеографические письмена. Хочу отметить схожесть древних йеменских башен с вай-нахскими жилыми башнями. Йеменские башни я видел только по телевизору, но меня при первом же взгляде поразила их идентичность вайнахским жилым башням. Это, прежде всего, внешняя форма «усечённой пирамиды» с плоской кровлей, а также бойницы и маленькие балкончики — «машикули» на верхних этажах. Интересно соответствие основного оружия древних вайнахов, кинжала — «шаьлт» с йеменским «шальф» (тоже основное оружие йеменских воинов; это не длинный нож или короткий меч, а холодное оружие, соответствующее по размерам вайнахскому кинжалу), и этого слова я не нашёл в языке арабов других стран. Я убеждён, что сравнительный анализ духовной (имея в виду морально-эстетический кодекс) и материальной культуры двух этих народов привёл бы нас к новому поразительному открытию. Интересно было бы узнать, имеются ли на йеменских башнях петроглифы, и если да, то сравнить их с петроглифами на вайнахских башнях.
Нахские петроглифы многообразны и содержат в себе много тайн и загадок. Однобокий подход здесь неуместен. В.И. Марковин абсолютно прав, говоря о необходимости полной коллекции и систематизации нахских петроглифов: «только подход к петроглифам как к семиотическим системам, информационным знакам, связанным с преданиями, событиями жизни местного населения, может быть, позволит не только решить вопросы общего характера (с какой целью высекали петроглифы), но и подойти к конкретному прочтению их».
Сулейманов Джамбулат,
zhaina.com/history/page,9,101-potomki-noja.html
09.05.11.