Согласно данным исследования IRI, если бы президентские выборы состоялись завтра, за кандидата от коалиции Грузинская мечта проголосовало бы шестьдесят три процента населения, а за кандидата от партии Единое Национальное движение – тринадцать процентов. Эти результаты были с воодушевлением встречены сторонниками правящей партии Грузии и, что вполне логично, вызвали недоверие у большой части оппозиции. Зеркально повторилась ситуация прошлого опроса, когда сторонники Грузинской мечты высказывали недоверие результатам опроса той же организации, а националы, напротив, горячо приветствовали результаты, считая, что высокий статус организации, проводящей их, является гарантией объективности.
Возникает вполне логичный вопрос, кто же прав и насколько релевантны результаты исследования. Вынужден огорчить сторонников Национального движения, результаты вполне релевантны существующему положению вещей, ну а погрешность в пять процентов вполне допустима методологией проведенного исследования. Однако давайте посмотрим, что показывают эти результаты на самом деле.
Итак, начнем с коалиции Грузинская мечта. Так как эта политическая сила находится сегодня у власти, рейтинг шестьдесят три процента фактически является рейтингом доверия к коалиции, которая пришла к власти чуть более месяца назад. Данный рейтинг практически совпадает с результатом, показанным коалиции на выборах – 64 процента. Значит ли это, что коалиция сохранила свои позиции за прошедший месяц, тогда как Национальное движение потеряло. Ну, о Национальном движении мы поговорим чуть ниже, а вот, что касается Грузинской мечты, однозначно говорить о том, что их рейтинг не изменился, я бы не стал.
Начнем с того, что человеку всегда свойственно надеяться на лучшее. Львиная доля показателя шестьдесят три процента это рейтинг оптимистов. Сельские жители надеются, что им дадут топливо и трактора, оросят их земельные участки, примут и упакуют небывалый урожай, отвезут в Россию и продадут весь без остатка. Пенсионеры, составляющие, кстати, более двадцати процентов населения страны, надеются на повышение пенсии если не до пятисот, то хотя бы до двухсот лари, причем в ближайшее время. Больные надеются, что как по мановению волшебной палочки, создаваемый фонд здравоохранения решит проблемы не только с финансированием, но и эффективностью здравоохранения. Ну и, конечно, тарифы на газ и электроэнергию.
Один вид министра энергетики, ведущего переговоры с энергокомпаниями, внушает надежду и оптимизм. Даже продавец маленького магазинчика в моем дворе надеется, что скоро отменят двухсот ларовые штрафы за не выбивание чеков. Примерно, то же происходило сразу после революции роз, когда надеялись все, причем часто надеялись на взаимоисключающие вещи. Почему примерно? Да потому что тогда действительно надеялись на лучшее практически все, а сегодня только львиная доля от шестидесяти трех процентов.
Следующая категория тех, кто сегодня поддерживает Грузинскую мечту, это те, кто считают себя обиженными предыдущими властями. Абсолютно не важно, справедливо или нет, справедливость понятие субъективное. Большинство из этих людей, видя по телевизору, задержанного по инциденту, связанному с мелким хулиганством, Каху Гецадзе уверены, что очень скоро последует череда разоблачений коррупционных схем и кровавых убийств. Но, что самое главное, новые власти восстановят справедливость по отношению к ним. И тоже очень скоро.
Есть еще одна категория, так называемые вечные лоялисты, те люди, которые лояльны к любой власти. Они были лояльны к Национальному движению, а сейчас лояльны к Грузинской мечте. Считать, что таких людей мало, было бы ошибочным. Мотивация этой группы, которая в основном состоит из достаточно благополучных людей, состоит в парадигме уклонения конфликта с любой властью и демонстрации ей своей лояльности. Думаю, что как раз таки они были рады впервые представившемуся шансу продемонстрировать свою лояльность к новой правящей партии, и тем самым подвергнуть забвению долгие годы лояльности к старой. Осуждать их за это нельзя, конформизм не грех, а характер.
Ну и наконец, ядро коалиции Грузинская мечта, идейные противники Национального движения. Те люди, для которых неприемлемо все или почти все из того, что было сделано в период с 2003 по 2012 год. Это те люди, которые всегда, при любых обстоятельствах будут голосовать против любой партии подобной Национальному движению просто исходя из своей идеологической парадигмы. Какой процент составляют представители данной группы среди шестидесяти трех процентов, готовых голосовать за кандидата в президенты от Грузинской мечты сказать затрудняюсь, но думаю, что очень небольшой.
Самое время вернуться к показателю Национального движения. Тринадцать процентов, открыто поддержавших партию, лидеров которой арестовывают и вызывают в прокуратуру, это совсем немало. Отметим, что опрос проводился по всей стране, в том числе и в сельской местности, где агрессивные сторонники Грузинской мечты с энтузиазмом пытаются захватить муниципальную власть и грозят расправами над сторонниками Нацдвижения. Так что эти самые десять-пятнадцать процентов (в пределах статистической погрешности), это ядро, которое будет за Национальное движение, по крайней мере, до тех пор, пока партия существует.
Пойдем дальше, обсуждая результаты предыдущих опросов, представители оппозиции постоянно отмечали, что та часть респондентов, которая отказывается отвечать, в основном поддерживает именно оппозицию. Выборы показали, что они оказались правы. Но это верно и для сегодняшнего дня. Двадцать один процент, отказавшийся отвечать, это люди, которые как минимум недовольны Грузинской мечтой. Все разговоры о черно-белом восприятии реальности лишены каких-либо оснований.
Сегодня и в обозримом будущем у населения страны будет только одна альтернатива – либо Грузинская мечта, либо Национальное движение. Причем в реальности вопрос стоит не о том, кто за, а о том, кто против. То есть все, кто против Национального движения автоматически, даже если не осознают или не хотят признать этого, за Грузинскую мечту, и наоборот. Это реальность, и от этого никуда не деться. Недовольные Грузинской мечтой, а со временем это число будет приближаться к числу недовольных жизнью в стране вообще, объективно оказываются в числе сторонников Национального движения или перестают участвовать в политической жизни вообще. Но и это до поры, до времени.
Гела Васадзе
Источник: www.apsny.ge
05.12.12.