Детдомовских сирот с Крайнего Севера и Дальнего Востока переселить на Северный Кавказ предлагает зампред Совета Федерации Александр Торшин. Сенатор предлагает не перенести детдома, а создать специальную программу, по которой кавказские семьи могли бы взять под опеку сирот. Воспитанию детей на Кавказе уделяют большое внимание, считает сенатор.
На Кавказе детям всегда рады, сказала PublicPost руководитель движения «Дагестан без сирот» Раисат Османова: «Прежде чем заняться общественной работой, я долгое время работала в системе опеки и попечительства. За это время ни разу не было такого, чтобы детей разделяли по национальному признаку. Сейчас в Дагестане, по данным нашей организации, более 7,5 тысяч сирот. Если проблема с опекой или же с усыновлением и есть, то она заключается в том, что родители хотят в семью совсем маленьких, которым максимум два года. Считают, что с такого возраста ребенка можно воспитать, скажем так, в рамках и правилах семьи».
В отличие от Дагестана, в соседней Чечне сирот более 15 тысяч. Но никто из этих детей не потерял связь с родственниками, заверила PublicPost начальник Отдела по проблемам семьи, материнства, отцовства и детства Министерства труда, занятости и социального развития региона Хадижат Мадаева: «В Чечне очень редки случаи, когда мать добровольно отказывается от ребенка. У нас есть реабилитационные центры для сирот и для детей из малообеспеченных семей. Есть и круглосуточный центр. Но дети, даже круглые сироты, имеют постоянную связь с родственниками. На выходные их забирают по домам, например».
Торшин должен учитывать и то, что Северный Кавказ — преимущественно мусульманский край, уверен дагестанский эксперт по исламскому праву Магомед Абдуллаев: «В исламе есть свои правила опеки и усыновления. Согласно нашей религии, принятые в семью дети не становятся ее полноценными членами. У этих детей нет прав, как у родных детей. Для опеки чужого ребенка в исламе надо соблюдать несколько условий. Например, если на воспитание взяли девочку, то при наступлении зрелости ей необходимо носить хиджаб дома перед опекуном или его сыновьями. А воспитаннику, достигшему физической зрелости, нельзя оставаться наедине с женщинами из принявшей его семьи. Опекун должен хранить и беречь имущество сироты отдельно от своего и избегать извлечения выгоды из этого имущества. Т. е. опека должна быть бескорыстной».
Хоть в исламе и есть четкие условия для опеки, на Кавказе давно сложился институт по приему сирот в семьи, сказал PublicPost руководитель Центра исламских исследований Руслан Гереев: «Своих родственников-сирот на Кавказе редко оставляют без присмотра. Даже если берут в семью абсолютно чужих детей, то к ним относятся как к своим, родным. Предложенная Торшиным инициатива при должной государственной поддержке в кавказском регионе может быть успешна».
Но кроме религии, оперативной обстановки в некоторых республиках Северного Кавказа, Торшин не учитывает одного значительного фактора, считает Гереев. По его мнению, российский Кавказ демографически перенасыщен и если претворять в жизнь инициативу сенатора, то только после решения вопроса с катастрофической безработицей. «А этот вопрос решается улучшением экономики, которая, в свою очередь, зависит от ситуации в регионе. То есть, прежде чем эту инициативу продвигать, необходимо создать условия для ее реализации», — подчеркнул Гереев.
Не все так радужно, как описывает Торшин, сказала PublicPost руководитель организации «Матери Дагестана» Светлана Исаева: «Да, на Кавказе к детям особое внимание, но нужно учитывать еще один немаловажный фактор. Например, грубо говоря, начнут этих сирот в массовом порядке завозить сюда и появятся такие, кто на них начнет зарабатывать. Есть ведь те, кто просто сидит на пособии по опеке, забрав к себе на воспитание двоих-троих детей».
Инициатива сенатора Совфеда вызвала негативный отклик со стороны русских националистов. Так, Дмтирий Демушкин, предводитель движения «Русские», боится, что русские сироты могут попасть в войну. Нельзя детей перевозить в «горячие точки», сказал PublicPost Демушкин: «Я против оголения Дальнего Востока, где с концентрацией жителей хуже, чем на Юге. Категорически против переселения детей-сирот в тяжелые регионы Северного Кавказа, где может вот-вот начаться война. Например, характеризуя обстановку в том же Дагестане, Национальный антитеррористический комитет прогнозирует боевые столкновения. О чем речь может идти, когда туда взрослые не хотят ехать, а мы о детях говорим».
С Демушкиным согласен и Николай Сванидзе, глава комиссии по межнациональным отношениям Общественной палаты. На Кавказе слишком нестабильная ситуация, чтобы туда массово переводить детские дома, сказал он в эфире «Коммерсант-FM». При этом Сванидзе отметил, что кавказцы чадолюбивы независимо от своего вероисповедания, независимо от того, в какой республике они находятся, какому этносу принадлежат: «Там все-таки очень сильны достаточно патриархальные в хорошем смысле традиции: это и уважение к старшим, и любовь к детям. Там в меньшей степени, чем в некоторых других российских областях, можно себе представить мать, которая отказывается от своего ребенка, живую, здоровую мать».
Активно поработать над реализацией своей инициативы Торшин планирует в начале следующего года. Он надеется, что с помощью полпреда президента РФ в СКФО Александра Хлопонина удастся провести специальную конференцию по его предложению.
Источник: www.publicpost.ru
15.12.12.