Британские газеты обсуждают различные аспекты дела Александра Литвиненко, помещая его в контекст других актуальных тем и сюжетов. Даже сегодня, в Британии XXI века, не совсем ясно, какое место должны занимать спецслужбы в государстве и на каких принципах действовать.
«Обвинения, прозвучавшие на расследовании смерти Александра Литвиненко, выставляют MI-6 в нелестном свете» — утверждает в заголовке обозреватель The Guardian Ричард Нортон-Тейлор. Шпионы — тоже люди, замечает автор. Иногда они выносят свои оценки под влиянием эмоций. «И кураторы, и их агенты могут соблазниться надеждой на похвалу своих начальников-политиков», — пишет он.
Автор полагает: MI-6, возможно, поддалась давлению и искушениям «при работе с бывшим сотрудником КГБ Литвиненко» и в истории с «двумя видными ливийскими диссидентами, которых помогла похитить и выдать Муаммару Каддафи». Эти два случая не связаны между собой, но выставляют британскую спецслужбу в негативном свете, пишет Нортон-Тейлор.
Вдова Литвиненко, Марина, уверена, что MI-6 подвела ее мужа — не смогла его защитить. На прошлой неделе адвокат Марины Литвиненко Бен Эммерсон сделал заявление, что Литвиненко «несколько лет был регулярным и платным агентом и сотрудником MI-6» и, в том числе, по просьбе этого ведомства снабжал испанские спецслужбы информацией о деятельности русской мафии. Эммерсон призвал рассмотреть в рамках коронерского расследования версию о том, что MI-6 не смогла защитить Литвиненко от «реальной и непосредственной опасности его жизни».
Как бы то ни было, результаты расследования другой загадочной смерти (англичанина Гарета Уильямса, сотрудника Центра Правительственной Связи) бросают тень на MI-6. «Коронер резко раскритиковал сотрудников MI-6 за помехи полицейскому расследованию. После того как Уильямс исчез, MI-6 более недели не оповещала полицию и не связывалась с его родственниками», — говорится в статье. Глава MI-6 уже принес свои извинения за халатность.
Автор выражает надежду, что MI-6 извлекла уроки и из смерти Литвиненко, и из истории с похищением ливийских диссидентов и их семей в 2004 году. В те времена Каддафи, былой враг Британии, отказался от ядерной программы и подружился с Тони Блэром. «По словам британских чиновников, MI-6 с санкции министров участвовала в выдаче диссидентов», — говорится в статье.
Тему спецслужб подхватывает Independent.
«Реальному Джеймсу Бонду нужен контроль со стороны полиции», — утверждает газета в заголовке редакционной статьи.
Даже сегодня, в Британии XXI века, не совсем ясно, какое место должны занимать спецслужбы в государстве и на каких принципах действовать, сетует газета. Конечно, можно утверждать, что расплывчатость — залог эффективности.
Но издание подозревает: «Покров тайны вуалирует или даже скрывает принципы подотчетности, которые должны действовать в любом правовом государстве». На прошлой неделе целых три истории свидетельствуют: «элементы спецслужб либо вырвались из-под контроля, либо — еще более мрачный вариант — использовались государством в стиле, противоречащем всем идеалам Британии».
1) Выяснилось, что 23 года назад британские спецслужбы «активно содействовали» (формулировка издания) убийству Пэта Финукейна, юриста из Северной Ирландии. («Это было политическое убийство, в Финукейна выпустили 14 пуль на семейном ужине», — поясняет автор).
2) Сведения, что Литвиненко был платным агентом не только MI-6, но и испанской разведки. «Британские власти изо всех сил старались утаить этот элемент истории. Наверно, уместно спросить почему», — пишет автор.
3) Дело ливийского диссидента Сами аль-Саади. «Саади утверждает, что в результате совместной операции США и Великобритании он был похищен и вывезен на родину, где его заключили в тюрьму и пытали», — поясняет автор. В четверг стало известно, что Саади согласился на компенсацию — ему выплатят 2,2 млн фунтов из британской казны. Другой диссидент, Абдулхаким Белхадж, выступает со сходными обвинениями. Свой иск он пока не отозвал.
Автор делает вывод: «Необходимо срочно повысить подотчетность спецслужб, для начала ввести надлежащий надзор парламента за их деятельностью». Нынешняя система никуда не годится. «То, что всплыло на минувшей неделе, — факты, которые мы осудили бы в любой демократической стране. У Британии они должны вызвать чрезвычайные угрызения совести», — добавляет автор.
Тем временем Daily Mail пытается провести параллели между смертями двух Александров — Литвиненко и Перепиличного. «Они убили моего мужа, агента MI-6, и еще многие умрут, если не остановить Путина»: две страшных смерти российских граждан в Британии и истории женщин, которые их пережили», — таков заголовок статьи, которую написала журналистка Элизабет Сендерсон.
В последнее время пресса именует Александра Литвиненко «двойным» или даже «тройным агентом», подразумевая, что он работал на MI-6 и испанские спецслужбы. Его вдова Марина просит не употреблять таких выражений: «Да, Саша работал на MI-6, но не был шпионом типа Джеймса Бонда». Говоря о материалах коронерского расследования, Марина находит важным, что «в официальных документах российские власти впервые названы ответственными за убийство Саши».
«На заседании Хью Дэвис, адвокат расследования, сказал, что при анализе конфиденциальных материалов правительства «была установлена презумпция доказательства относительно виновности российского государства в смерти Александра Литвиненко», — говорится в статье.
Марина добавляет: разобраться в деле Литвиненко важно для всех британцев: «Саша был отравлен радиоактивным веществом на британской земле. Что дальше? Сегодня никто не удивляется, когда в этой стране на русских нападают. Так не должно быть».
В ноябре в Суррее при загадочных обстоятельствах скончался Александр Перепиличный, «помогавший прокуратуре раскрыть аферу с отмыванием денег на многие миллионы фунтов», как пишет газета. В марте чудом уцелел после покушения в Лондоне банкир Герман Горбунцов.
«Пока Путин думает, что может делать все, что ему захочется, подобное поведение не прекратится», — говорит Марина Литвиненко. По ее словам, Литвиненко убили за то, что он «разоблачил коррупцию Путина».
На коронерском расследовании было заявлено, что у Литвиненко были специальные кураторы из спецслужб — в MI-6 некто по кличке Мартин, в Испании — Юрий (по другим источникам, Uri). Со своей стороны, Марина Литвиненко сказала в интервью: «Да, Саша на них работал, но не был агентом в подлинном смысле слова. Пока мы жили в России, он никогда не работал на британцев». По словам Марины, после переезда в Британию Литвиненко начал работать на британские спецслужбы «только через два года, и то в качестве аналитика и консультанта».
«Был один круг коррупции, с которым он мог помочь. Они также попросили его помочь испанским спецслужбам. Саша не говорил мне ничего конкретного, но он два года работал над очень серьезной операцией», — сказала Марина в интервью.
Газета переходит к истории Перепиличного. Родственники умершего — а конкретно, его мать, 69-летняя Галина, — впервые дали интервью. «Они использовали его, и, поскольку он слишком много знал, они избавились от него, когда попросту перестали в нем нуждаться», — сказала Галина Перепиличная, проживающая на Украине. Она сказала, что беспокоится за внуков, и посоветовала журналистам: «Вам лучше не соваться в это дело. Это опасно». По словам Галины, 9-летняя дочь умоляла отца не ходить на пробежку: «у нее было предчувствие».
Мать не верит в версию, что Перепиличный скончался от сердечного приступа.
«Неправда, что у него была куча денег. Он всегда на кого-нибудь работал, и они его эксплуатировали. Он никогда не прикоснулся бы к грязным деньгам», — добавила мать. Она добавила, что Перепиличный с детства блистал в математике и с 12 лет учился в математической спецшколе-интернате.
Источник: inopressa.ru
17.12.12.