В Грузии за час происходит столько скандалов, сколько другим странам хватит на десять лет. Так, начавшиеся после прихода к власти миллиардера Бидзины Иванишвили аресты бывших высокопоставленных чиновников не только не пошли на убыль, но множатся.
Очередную и вряд ли последнюю партию арестантов составили гендиректор независимой телекомпании «Рустави 2», ассоциируемой с прежними властями, Николоз Гварамия. Прежде он возглавлял министерства образования и юстиции. Задержаны также экс-министр энергетики и финансов Александр Хетагури и его бывший заместитель Каха Дамения. Одновременно «взяли» гендиректора АО «ТЭЛАСИ» Дэви Канделаки (компания является дочкой РАО ЕЭС).
Главная прокуратура заявила о раскрытии «элитарной коррупции». Задержанным инкриминируют аферу на миллион долларов с фиктивной компанией, взяточничество, дачу взятки, использование поддельного документа и другие действия, наказуемые Уголовным кодексом Грузии длительными сроками лишением свободы. Для большей убедительности силовики пошли по стопам прошлой власти — распространили не особо впечатляющие телефонные прослушки фигурантов уголовных дел.
Буквально одновременно с арестами кортеж президента Грузии Михаила Саакашвили был блокирован и забросан камнями в городе Кутаиси. Там же забросали камнями, ругали и пытались избить депутата парламента от бывшей правящей партии «Единое национальное движение» Акакия Минашвили. Все это транслировали грузинские телекомпании.
Хваленая «не политизированная» патрульная полиция, несмотря на довольно затяжной характер обоих инцидентов, никого не задержала. Как заявил Саакашвили, ей просто велели не реагировать. Но хоть какая-то реакция все же ожидаема, поскольку спикер парламента Давид Усупашвили был явно шокирован произошедшим и потребовал от полиции расследовать случившееся.
«Если мы – и исполнительная, и законодательная власть, – раз и навсегда не установим стандарты в этой стране, то скоро получим очень плохие результаты», — сказал он. Спикер также предупредил парламентское большинство: если оно не защитит политических оппонентов сегодня, то в будущем само разделит их участь. А пока оппозиционные депутаты в знак протеста приостановили свое участие в работе парламента.
Саакашвили, между тем, выразил готовность «ходить в народ» без охраны и даже сесть за руль автомобиля, поскольку бояться ему нечего и некого. И вообще, сказал он, команда Иванишвили не имеет шансов победить ни на президентских выборах в 2013 году, ни на местных выборах годом позже, поэтому она спешит сажать своих политических оппонентов и заткнуть независимые СМИ.
Новая власть, кроме того, не дожидаясь очередных местных выборов, изгоняет из органов самоуправления людей, назначенных или избранных в период правления прежней власти. Физическое оскорбление, угрозы в их адрес почти всегда обставляется как «воля народа». Впрочем, те, кто не желают стать жертвой «народной воли», сами подают в отставку.
Бой без правил, объявленный новой властью оппонентам, которые тоже далеко небезгрешны, вывел на улицу не только оппозиционных политиков, но и людей, лояльных к Иванишвили. Они силятся понять, чем новая власть отличается от прежней: синдром страха, который пошел на убыль в грузинском населении после недавних выборов, появился вновь. Что же до Саакашвили, он, похоже, не собирается сдаваться. Президент заверил, что все равно добьется восстановления «порядка, дисциплины и продолжения конституционной жизни». По его словам, к власти в Грузии после выборов 1 октября 2012 года пришла не только «бригада разрушителей», но и коррумпированных «двоечников», не прочитавших не единой книжки. «В Грузии сейчас идет давление на государственные институты, а не только на партию «Единое национальное движение», — сказал он.
Президент подчеркнул, что Иванишвили и его команда не выполнили ни одного своего предвыборного социального обещания, зато они «талибанизируют» Грузию — грозятся разрушить новые современные здания. Кроме того, новые власти выпускают на волю российских шпионов, но арестовывают бывших министров, благодаря которым бюджет страны после «революции роз» возрос в 11 раз, а коррупции был положен конец.
Он также заявил, что Иванишвили «не хватит и пятидесяти лет для того, чтобы разрушить и сравнять с землей, как он грозится, все, что мы построили». Главное, подчеркнул президент, новому премьеру и его правительству не удастся уничтожить государственные институты, полицию, армию.Между тем «эксцентричный премьер», как окрестила Иванишвили западная пресса, сохраняет спокойствие, и ругает Саакашвили за чрезмерные траты в бедной стране. Например, за то, что у того вроде как семь резиденций, два самолета и куча вертолетов, за которые платит государство. Но дело не в словесной перепалке нынешнего первого лица с президентом, а в сути событий, происходящих в Грузии, и грозящих ей острым политическим кризисом.
И если он произойдет, Запад вряд ли погладит Иванишвили по голове.Нападения на президентский эскорт, на оппозиционных политиков и местные органы власти, конечно, крайне далеки от правовых и демократических стандартов. Но решающую роль будет играть не степень несправедливости задержания бывших чиновников, а масштаб последствий. Ведь Иванишвили «очищает» Грузию от прозападных министров. А если страна попадет в «лапы» России?
Говоря о перспективе политического кризиса, конституционалист Автандил Деметрашвили сообщил «Интерпрессньюсу», что его может спровоцировать и сам президент, распустив парламент. Роспуск возможен, в частности, если президент отправит правительство в отставку, а парламент трижды не утвердит представленное президентом правительство. «Такое развитие событий приведет к настоящему политическому кризису», — считает Деметрашвили.
То, что возможность роспуска парламента реальна, заявил и лидер партии «Свободная Грузия» Каха Кукава. По его словам, сейчас все зависит от того, как будет действовать новая власть. Если она выполнит хотя бы четверть обещаний, данных населению, у партии Саакашвили не будет шансов на победу. Но, подчеркнул он, на сегодняшний день обещания новой власти «выполняются на ноль процентов», и если она не спохватится, рулить дальше не сможет.
Сам Саакашвили на вопрос, собирается ли он распустить правительство, однозначного ответа не дал, но сказал, что ему бы не хотелось «радикального развития сценария в Грузии». Хотя, заметил он, если в стране продолжатся хаос, насилие, разрушение государственных институтов, армии и полиции, «грузинский народ сам примет решение».Но Иванишвили разгона парламента не боится. В интервью газете «Резонанси» он заявил, что готов «хоть завтра» дать возможность президенту распустить законодательный орган: «Пусть он этим никого не пугает». «Мы не боимся выборов, поскольку разговариваем с народом и знаем, как он расположен», — сказал он.
Президент не сумеет вызвать в стране политический кризис, уверен премьер.Почему в Грузии каждая новая власть наступает на грабли предыдущей и при этом клятвенно заверяет, что никогда не повторит ее ошибок, остается загадкой. Впрочем, разгадка, вероятно, есть, и состоит она в менталитете власти, до странного уверенной, что народ ее не «прокатит». Грузины, однако, за последние двадцать два года доказали, что нет такой власти, которую бы они, в итоге, не прокатили.
Ирина Джорбенадзе
23.12.12.