МОСКВА — Вступивший в силу в России запрет на усыновление детей американцами в ответ на санкции к чиновникам — иллюстрация избранного Владимиром Путиным вектора: движение к изоляционизму и торг с Западом путем манипулирования судьбой несогласного с Кремлем меньшинства, говорят эксперты и политики.
Под занавес года российский лидер подписал вызвавший шквал критики закон, почти единодушно одобренный обеими палатами парламента в ответ на предложенный американскими законодателями и подписанный президентом Бараком Обамой «акт Магнитского», возмутивший Москву.
Похолодание между Кремлем и Белым домом может вылиться в сложности с получением виз, не исключает высокопоставленный правительственный чиновник. «Если и дальше будет продолжаться раскрутка этой спирали, в какой-то момент я могу допустить все, что угодно», — сказал он журналистам на условиях анонимности. Американский закон, названный в память о российском юристе Сергее Магнитском, умершем в 2009 году в следственном изоляторе после того, как заявил о коррупции в МВД и налоговых органах, вводит визовые и другие санкции в отношении тех российских госслужащих, кого Вашингтон считает ущемляющими права человека.
«Запад никогда даже не пытался опробовать этот принцип в отношении России, даже Советского Союза. Этого не было», — сказала Рейтер политолог московского центра Карнеги Лилия Шевцова. «Впервые этот принцип будет опробоваться — правда, применительно к ограниченному сегменту российской элиты». Оппозиция говорит, что решение США вызвало болезненную реакцию у привыкшей к роскошному потреблению на Западе российской бюрократии. Решение американцев может спровоцировать цепную реакцию в Евросоюзе, где ряд стран уже рассматривают аналогичные санкции.
Параллельно с «актом Магнитского» США отменили введенную при СССР поправку Джексона-Вэника, каравшую Москву экономическими мерами за препятствия выезду евреев, и провозгласили долгожданную «нормализацию» торговли с правопреемницей Советского Союза. Но Путин прокомментировал одобряемый многими россиянами шаг Вашингтона в терминах холодной войны, проведя знак равенства между «антироссийской, антисоветской» поправкой Джексона-Вэника и «актом Магнитского».
«Мы восприняли это так, что американский законодатель нам всем как бы показал, кто здесь хозяин, чтобы мы не расслаблялись», — сказал президент на пресс-конференции 20 декабря, где ему восемь раз задали вопрос об отношении к тогда еще не вступившему в силу запрету на усыновление американцами. «Не было бы Магнитского, нашли бы другой повод. Вот это нас огорчает».
РАЗГОВОРЧИКИ В СТРОЮ
Но в ответ на антиамериканскую риторику бюрократия не проявила прежнего единодушия. Министр иностранных дел Сергей Лавров и ряд других высокопоставленных членов правительства публично усомнились в правомерности запрета на усыновление.
Экс-президент, уступивший место Путину в обмен на кресло премьер-министра Дмитрий Медведев отреагировал на ропот, попросив министров больше публично не высказываться на тему усыновлений, сказал на условиях анонимности чиновник правительства. «Вертикаль уже не готова безропотно выполнять все решения. Это накапливается», — сказал правительственный чиновник.
Построенная Путиным за 13 лет вертикаль власти прошла испытание на прочность самыми масштабными за это время уличными протестами в столице и крупных городах и на лояльность — включая самоограничения в пику «акту Магнитского». Опровергнутые Кремлем утверждения сначала информированных источников, а затем и некоторых мировых лидеров о проблемах Путина со здоровьем привели к брожению в умах привилегированного слоя в стране, где судьба политического режима зависит от одного человека.
После этого Кремль, пригрозив расширить круг подозреваемых в коррупции, велел подчиненным сплотиться вокруг лозунга борьбы со «вмешательством во внутренние дела России» — формулировка, которую ставят под сомнение критики, напоминающие о международных обязательствах России, согласно которым права человека не относятся к внутренним делам государства. По призыву главы кремлевской администрации все фракции Госдумы — чью легитимность ставит под сомнения внепарламентская оппозиция, напоминая о массовых уличных протестах в связи с обвинениями в краже голосов в пользу партии власти — подписались под «антимагнитским законом». Помимо запрета на усыновление, он включил в себя поправки, которые ограничивают деятельность некоммерческих организаций, получающих финансирование из США.
Более 650 тысяч детей в России считаются сиротами — одни были брошены родителями, другие взяты из неблагополучных семей. Из них 110 тысяч живут в детских домах и интернатах, согласно данным правительства за 2011 год. Ноябрьское соглашение между Россией и США предусматривает переходный период в течение года, если одна из стран запретит усыновления, сказала представитель Национального совета США по усыновлению Лорин Кох. «Все, на что мы можем надеяться, это то, что президент Путин выполнит условия этого соглашения и, по крайней мере, позволит тем семьям, которые уже приняли ребенка, забрать его/ее домой», — говорится в заявлении Кох.
Госдепартамент США выразил сожаление и напомнил, что американские семьи усыновили более 60 тысяч российских детей за последние 20 лет. «Подавляющее большинство этих детей процветают благодаря любящим родителям. Политически мотивированное решение российского правительства сократит возможности для усыновления детей, находящихся под опекой государства», — говорится в заявлении американской администрации. К критике присоединился ряд видных российских деятелей, включая миллиардера Михаила Прохорова.
«Налицо… явный дрейф России в сторону изоляционизма. Слишком многие во власти, ностальгируя по холодной войне, не видят смысла жизни без внешних врагов», — прокомментировал «антиопекунский» закон в своем блоге Прохоров, который сменил имидж плейбоя и кутилы на европейских курортах на образ политика и сумел стать вторым на президентских выборах в Москве, потеснив коммунистов и сыграв роль протестного кандидата «рассерженных горожан».
Прохоров увидел за происходящим разрушение властного монолита:
«Я уже писал о расколе элит как одном из главных итогов года. История принятия закона, который уже успели справедливо назвать «антисиротским» — еще и история борьбы этих элит за влияние на президента. На сей раз, увы, победили «консерваторы», и эта «победа» только ужесточит конфликт в верхах».
«ПРОСТО ХАМИТЬ ДРУГ ДРУГУ»
Член Валдайского клуба международных экспертов, которых Путин ежегодно приглашает пообщаться, Николай Злобин видит за колебаниями вертикали страх ее обитателей по поводу судьбы нажитого. «Дело, в конце концов, не в визах, а в их способности управлять своими капиталами», — сказал он Рейтер. Шевцова из центра Карнеги считает, что у Путина мало шансов «наказать Запад», поэтому в ответ Кремль продолжит наступление на гражданские свободы внутри страны.
«Если принцип закона Магнитского распространится на всю Шенгенскую зону, тогда мы с абсолютной уверенностью можем ожидать по крайней мере частичного железного занавеса с российской стороны», — сказала она. По мнению Шевцовой, Москва может ограничить выезд из страны для «заложников»: оппозиционеров, гражданских активистов или непокорных бизнесменов.
Один из участников антипутинской акции получил несколько лет тюрьмы по обвинению в драке с полицейскими, еще полтора десятка демонстрантов ждут суда в тюрьме. Путин напоминает Западу о его экономических проблемах и своих нефтегазовых мускулах и грозит переориентацией экспорта углеводородов на менее чувствительные к ситуации с правами человека в России Китай и страны Азии.
Но на фоне прогремевшего в мире процесса над Pussy Riot, многолетнего процесса Ходорковского, противостояния вокруг Сирии и «антимагнитского акта» российского лидера ждут известные в истории трудности в диалоге с Западом, считает политический аналитик Александр Морозов. «В 2013 году Путин впервые станет объектом мощной атаки снаружи. Он теперь «автократ», «диктатор», а эта роль имеет свой сюжет», — написал Морозов в своем блоге.
«При этом Путин не имеет харизматических ресурсов для того, чтобы реально мобилизовать сторонников внутри страны и развязать антизападную кампанию на манер Каддафи, Норьеги или Чавеса. Он слишком слаб для этого как политик». Вашингтон предупредил, что не бросит критиков Путина на произвол судьбы.
«США остаются приверженными поддержке развития гражданского общества и демократических процессов во всем мире, включая Россию», — говорится в заявлении Госдепартамента. Злобин считает, что «антиамериканизм будет, безусловно, расти», но в определенных границах. «Российская демагогия политическая и политика — две совершенно разные вещи», — сказал политолог.
Кремль говорил, что в следующем году «как минимум один раз» ждет в гости Обаму, переизбранного в ноябре на второй срок. Путин обрадовался продлению полномочий американского коллеги, который увещевал законодателей не спешить с оформлением «акта Магнитского». За последние пять лет отношения Москвы и Вашингтона перешли из стадии оттепели – «перезагрузки» — ко взаимной настороженности после возвращения в Кремль Путина.
Но российские власти довольны, что Америку не возглавил «ястреб» Мэтт Ромни, в предвыборной кампании указавший на риски, исходящие от России. Бывший советник президента Джимми Картера Збигнев Бжезинский говорил, что Россия не является приоритетом для США, но Обаме предстоит выстраивать отношения с Москвой и Пекином ради решения таких глобальных проблем безопасности, как ситуация в Сирии и проблемы угроз миру, исходящих из Ирана, Афганистана и КНДР.
«Никакого железного занавеса, просто будем хамить друг другу», — дал прогноз высокопоставленный чиновник российского правительства.
Источник: («Reuters«, Великобритания)
01.01.13.