Свергнутые лидеры, получившие убежище в России, склонны поселяться в Барвихе, пишет The New York Times. «Это буколический городок в сосновом бору близ Москвы», — поясняет журналист Эндрю И. Крамер.
Несколько лет назад президент Киргизии Аскар Акаев поселился в Барвихе после «дня, полного стрессов», как выражается автор. Перед президентским дворцом в Бишкеке собралась разъяренная толпа, и Акаев «уехал в чем был», как рассказал он потом журналистам. Через несколько дней Акаев оказался в государственном санатории в Барвихе. «И в хорошей компании: этот фантастический городок вилл и роскошных бутиков, выстроенный вокруг санатория, — обиталище полудюжины свергнутых лидеров и членов их семей», — говорится в статье.
Жизнь в тихой заснеженной Барвихе — возможное, хоть и необычайное будущее Башара Асада. «Западные страны с минувшего лета просят, чтобы Россия предложила Асаду убежище и тем самым обеспечила его отставку в мягкой форме», — пишет автор. Правда, российские дипломаты доныне заявляют, что не предоставят Асаду убежище. «Но прежде бывало, что Россия спасала своих союзников в последнюю минуту», — считает автор.
Кстати, по мнению издания, Россия близка к договоренности, предполагающей отъезд Асада за границу. В четверг спецпредставитель ООН Брахими и российские дипломаты возродили Женевскую мирную инициативу. И все же неясно, согласится ли Россия на условие, что Асад не должен играть никакой роли в переходном правительстве, признает газета.
Корреспондент возвращается на Рублевское шоссе. По его данным, здесь политические изгнанники «наслаждаются тихой, изобилующей привилегиями «посмертной» жизнью». В торговом центре есть бутики Gucci, Ralph Lauren и Dolce & Gabbana («возможно, они заинтересуют жену Асада, слывущую модницей», — замечает автор).
Борислав Милошевич, брат покойного президента Сербии Слободана Милошевича, говорит, что его родственникам неплохо живется в Барвихе. «Здесь, по отдельности, в виллах живут вдова экс-президента Миряна Маркович и его сын Марко Милошевич», — поясняет издание. По словам Борислава, вдова его брата ведет совершенно обычную жизнь, «респектабельную, нормальную». Марко женат на русской женщине, у него есть дочь.
«По словам Борислава, если супруги Асад приедут в Барвиху, никто и не подумает, будто репутация района пошатнулась. Принять Асму Асад и их детей — это был бы «гуманный жест», — говорится в статье.
Журналистам не удалось выяснить телефон Акаева, но продавщица из салона Bentley в Барвихе сказала, что регулярно видит в городке Айдара Акаева, сына экс-президента.
«Барвиха, населенная преимущественно российскими нуворишами, отрезана от Москвы дорожными пробками, но в остальном это прекрасная альтернатива для статуса «главного героя» показательного судебного процесса или жертвы стремительной казни где-нибудь на пыльной обочине», — пишет автор. Каждый дом в Барвихе прячется за высоченной стеной, объективы камер наблюдения взирают на прохожих.
По слухам, в Барвихе живет и Аслан Абашидзе, бывший лидер Аджарии, которая одно время провозгласила себя независимой от Грузии. «В 2004 году мэр Москвы Лужков предоставил Абашидзе свой личный самолет, когда войска федералов уже начали вступать в столицу Аджарии Батуми», — говорится в статье.
Газета признает, что Москва привечает не всех искателей убежища. Ельцин депортировал в Германию Эриха Хонеккера с женой. В 1998 году лидер Курдской рабочей партии Оджалан вылетел из Сирии в Москву, но там его не приняли и посадили на самолет в Африку. Позднее Оджалан был схвачен, выдан Турции и с тех пор сидит в тюрьме.