В XVI веке в Европе туркофобия была настолько велика, что в каждом мнимом и реальном знаке европейцы видели турок и верили в наступление конца света. Выявляя малоизвестные аспекты европейского восприятия Османской империи, благодаря проведенным исследованиям Лейла Джошан в своей новой работе «Турки как предзнаменование конца света» исчерпывающе описывает особенности туркофобии, характерной для христианского мира.
Иллюстрированные листовки
Важнейшим средством коммуникации в рассматриваемый период были листовки, а именно уведомления, которые представляли собой прототип газеты. Благодаря этому средству массовой коммуникации, формировавшему взгляд на турок через религиозную, политическую, военную пропаганду, европейцы сконструировали образ турка-врага. Новость, обращенная к обществу в целом, в котором многие не владели грамотностью, представляла собой известие, украшенное иллюстрациями.
Благодаря таким листовкам все германское общество было ориентировано на страх перед турками. В «новостях о сверхъестественных знаках» (наиболее обсуждаемые известия по турецкому вопросу, привлекавшему всеобщий интерес в германском обществе в XVI веке) часто отводилось место для комментариев о турках и турецких войнах. В листовках также содержалась информация о пророчествах относительно связанных с турками сверхъестественных знаков, предзнаменований конца света и прогнозами будущего.
Большинство обсуждаемых новостей, касавшихся турок, было не информационного, а пропагандистского характера. С одной стороны, за турками был закреплен «образ врага», с другой из-за акцентирования внимания на общем враге предпринимались попытки закамуфлировать существующие в германском обществе беспокойства и тревоги.
В результате последовательного расширения территории Османской империи и военных побед даже странные или экстраординарные природные явления использовались для того, чтобы предостеречь общество от турецкой угрозы. Большинство авторов листовок о турках и туркофобии не останавливались ни перед чем: они могли связать комету, землетрясение или аномалии человека и других живых существ с актуальными политическими событиями.
Кометы и турки
Поскольку турецкая угроза возрастала, христианский мир рассматривал нас как антихристов. В результате такого восприятия турок идея того, что турки – антихристы, была принята двумя религиозными доктринами.
Мотив кометы ассоциировался с турками, антихристами и судным днем. Разговоры о том, что комета приносит катастрофу, свидетельствует о войнах и религиозных конфликтах, стали звучать убедительнее после завоевания Константинополя (1453) и продвижения османов к Белграду (1456). Появление кометы Галлея связывалось с расширением османами своей территории. Считалось, что кометы вызывали опасность и бедствия, причиной которых будут турки.
Итак, среди астрономических знаков, связанных с турками, были новости о комете. На втором месте – солнечное и лунное затмения. Среди природных катастроф на первом плане было землетрясение. Турецкий вопрос также часто возникает в листовках, посвященных зоологическим, ботаническим и человеческим аномалиям. Все эти признаки интерпретировались как предзнаменование конца света.
С возрастанием турецкой угрозы увеличивалось и количество связанных с данной тематикой листовок. Лейла Джошан, проанализировав новостные сообщения о сверхъестественных знаках, формировавших имидж турка, приходит к выводу, что турки упоминаются как в сообщениях, которые можно отнести к достоверным, так и в абсолютно нереалистичных, а порой и вовсе фантастичных текстах, являющихся лишь плодом воображения.
Такого рода новости, в которых упоминался Страшный суд, эффективно использовала христианская церковь. Все природные явления, воспринимавшиеся как чудо, напоминали о наказаниях Всевышнего и указывали на то, что это наказание может коснуться любого.
Туркофобия
С 1394 года и после осады Стамбула Баязидом I западноевропейские христиане устремили свои взгляды в эту сторону. Так, в 1396 году был совершен Никопольский Крестовый поход, в котором европейские государства впервые приняли участие. Завоевание Стамбула в 1453 году вызвало в Европе значительный резонанс. Все, от Италии до Сербии, действительно верили, что настанет их черед, и испытывали невероятный страх. И хотя во время организации нового Крестового похода высказывалось намерение вернуть Стамбул, внутренняя политика Европы не позволила этого.
Начиная с эпохи Сулеймана I, Османская империя стала представлять настоящую опасность для Европы. Завоевание Родоса в 1522 году послужило поводом для того, чтобы государства Западной и Восточной Европы вновь обратили свои взоры на турок. В 1522-1523 годах о переходе Родоса под власть османов было написано порядка 80 книг и брошюр.
После обращения Османской империи к Европе вследствие конфликта Франциска и Карла V Габсбурга и завоевания османами Венгрии в результате битвы при Мохаче все стали интересоваться турками. Одна за одной стали печататься книги по данной тематике. С первой осады Вены, осуществленной Сулейманом I в 1529 году, европейцы, чувствуя опасность, стали еще больше интересоваться Османской империей.
Непобедимый турок
Завоевание турками Стамбула и их продвижение к Германии в эпоху Сулеймана I сформировали образ «непобедимого турка» и стали причиной значительного страха в Европе.
Придут ли турки в нашу страну?
В силу невозможности остановить османов после завоевания Стамбула во многих странах Европы не давал покоя вопрос: «Придут ли турки в нашу страну?» Так, в одном из трудов Макиавелли герой книги формулирует следующий вопрос: «Придут ли турки в следующем году в Италию?»