Давайте ненадолго отбросим мысль, что это строительство — очередная профанация, очередное пустующее здание, необходимое для демонстрации Путину и туристам, и подумаем, для кого строится эта синагога, кто будет в нее ходить.
Живут ли сейчас в Грозном евреи, приедут ли в будущем, и если да, то религиозны ли они?
Считается, что властями современной Чечении делается все, чтобы заманить туда побольше русскоязычных специалистов, для краткости именуемых русскими. Понятно, что среди этих специалистов могут быть и этнические евреи. Но будут ли эти евреи ходить в синагогу?
Подавляющее большинство русских, так называемых «этнических православных», посещают церковь в пяти случаях: крестины, венчание, отпевание покойного, Пасха, поставить свечку, если кто заболел. Может, это и мало для настоящего христианина, но этих пяти пунктов вполне достаточно для понимания, что если некто хочет, чтобы эти люди жили в Грозном постоянно, то церкви нужны.
А вот синагоги… Ситуацию с иудаизмом в России знаю хуже, чем с православием, поправьте меня, если ошибаюсь, но у меня сложилось впечатление, что в синагоги на постсоветском пространстве, в основном, ходят три категории евреев:
1) иностранцы,
2) те, кто собирается уехать в Израиль или Штаты (в большинстве случаев это люди с небольшой примесью еврейской крови, и они действительно религиозны),
3) малообеспеченные евреи, которых привлекает поддержка со стороны еврейской общины.
Понятно, что все эти три категории не живут и не будут жить в Грозном.
А остальные евреи, по-моему, совершенно нерелигиозны. Они не ходят в синагоги, не знают ни единой молитвы, часто даже не знают, когда у иудеев праздники.
Вопрос, для кого строится синагога, остается открытым.
P.S. Чтобы меня не обвиняли в том, что о современной Чечении и действиях ее властей я всегда пишу только плохое — специально напишу, что, например, недавний запрет на продажу в магазинах «энергетических напитков» поддерживаю целиком и полностью. Правильно сделали.
Источник: zulikhan.livejournal.com/
07.01.13.