Главная » Все Новости » События » Красная интеллигенция, и ее место в грузинском обществе

Красная интеллигенция, и ее место в грузинском обществе

«Нет больших врагов собственного народа, чем воспитанная колонизаторами интеллигенция»— Джавархаллал Неру.

В последнее время в грузинской общественности вновь стала актуальной тема позабытой в течение многих лет «красной интеллигенции». По телевидению, и в других средствах массовой информации все чаще выступают люди в возрасте, и в менторском тоне обращаются к грузинской общественности о тех или иных актуальных вопросах. Особая активность заметна вокруг разных политических тем.

Слово интеллигенция происходит от латинского слова intel-lego, означающего «мышление», «действие». Интеллигенция, как социальный слой, детище советской системы. В западных странах является нонсенсом известная у нас форма интеллигенции. Невообразимо, чтобы Стивен Спилберг, Майкл Джордан и Ричард Гир создавали одно социальное сословие, и определяли внешний курс Соединенных Штатов Америки. В западном мире существуют успешные люди, работающие в разных отраслях, и находящиеся в постоянной здоровой конкуренции. Можно сказать, что в демократическом мире слово интеллигент является единицей умственной, а не социальной мерки.

Что касается грузинской интеллигенции, она берет начало из советской оккупации Грузии и массовых репрессий. Место истребленных в XX веке успешных грузинских деятелей заняли новые люди. Обязательным критерием для заполнения вакантного места была верность по отношению существующей власти и коммунистической идеологии. В результате, возник слой интеллигентов, целью которых было проведение коммунистической идеологической линии в грузинской общественности путем искусства и науки.

Следует отметить и тот факт, что многие представители красной интеллигенции были профессионалами своей отрасли и создавали продукцию высокого качества. Можно сказать, что сформировалась нового вида грузинская культура и наука. Но на чем она основывалась? Если присмотреться к созданной в советскую эпоху грузинской культуре, то ее главным идеей-фиксом были грузин и Грузия, как придаток советской метрополии. Грузинское воинство, зодчество, и другие гениальные достижения были перемещены в категорию музейных экспонатов, и стереотип «грузин-воин» заменен стереотипом «грузина-певца, любителя поесть-попить». Для примера сгодится пусть даже тот факт, что несмотря на большие дотации, в отличие от других советских республик, академия наук Грузии не разработала ни одного проекта боевого патрона (о боевой технике нет и речи).

Поскольку красная интеллигенция полностью разделяла идеалы коммунизма, она создавала идеальные условия спецслужбам СССР для вербовки той или иной персоны, и для создания мощной агентурной сети во всей гуманитарной сфере. Между тем, существование таких сетей для любого государства равноценно мине замедленного действия.

Что касается самой интеллигенции, в условиях коммунистического строя разговор о здоровой конкуренции излишний. Доходы из всех успешных продуктов шли в государственный бюджет. Несмотря на это, подавляющая часть культуры и науки была дотационной, и лучшее освоение идущих из Москвы траншей было в прямой связи с верностью компартии со стороны красной интеллигенции. Можно сказать, что благосостояние представителей интеллигенции зависело от тогдашней правящей элиты.

Все это продолжалось до объявления независимости Грузии. В условиях распада всей советской дотационной пирамиды интеллигенция оказалась перед выбором: государственность, или личное благосостояние. За исключением единиц, интеллигенция избрала личное благоденствие и пришла в противостояние с первым президентом Грузии, Звиадом Гамсахурдиа. Более того, из непосредственных участников кровавого путча 1992 года и экстремистской организации Мхедриони много было актеров, писателей, ученых и представителей другой отрасли.

В период правления Эдуарда Шеварднадзе был восстановлен советский стиль отношений интеллигенции и власти. Однако, в отличие от советского периода, интеллигенция никакой продукт не могла создать. Несмотря на это, властям Шеварднадзе была гарантирована ее безусловная поддержка.

После «революции роз» демократическое преобразование Грузии и существование интеллигенции было несовместимым друг с другом. Вдобавок к этому, явно выраженный пророссийский характер интеллигенции, и ее несостоятельность создать конкурентоспособный продукт. Грузинское государство избавилось от балласта, и отказалось от финансирования целой армии интеллигенции, на что реакция не замедлила. Можно сказать, что грузинская интеллигенция стала одной из главных противников Михаила Саакашвили, что стало очевидным на парламентских выборах 2012 года.

Есть ли будущее у известной нам формы интеллигенции в Грузии? Сомнительно, что находящиеся в преклонном возрасте представители интеллигенции смогут создать какого-либо рода продукт. Не видно и поколения, которое бы ее сменило. В конечном итоге, нынешнюю красную интеллигенцию со временем сменит далекое от советских идеалов поколение творцов и ученых, которое будет ориентировано на выход своей продукции на мировой рынок, и на служении стране. Первыми ласточками этого можно считать группу молодых ученых, работающих в Министерстве обороны, которая создала первую грузинскую боевую технику. Однако на то, чтобы довести этот процесс до конца, и на исчезновение красной интеллигенции, как класса, могут понадобиться десятки лет.

Источник: kavkasia.net

25.01.13.