Спецслужбы были в смятении. После распада СССР здание КГБ было осаждено демонстрантами. Глава КГБ был арестован, а памятник основателю демонтирован. Однако функционерам удалось, прибегнув к хитрости, сохранить костяк КГБ и перенести его в новую систему.
В один момент чувство страха охватило прожженных офицеров комитета госбезопасности. Когда бывший некогда империей СССР близился к распаду, в обитых деревом кабинетах на Лубянке царила растерянность. Что с ними будет, если советская империя на самом деле падет?
Служащие КГБ, бывшие до сих пор костяком государства, на протяжении десятилетий были «мечом и щитом партии». Они называли себя чекистами (от аббревиатуры ЧК, обозначавшей образованную в 1917 году Чрезвычайную комиссию легендарного Феликса Дзержинского). Весной 1991 года их будущее было неопределенным, потому что в конструкции Советского Союза появлялось все больше трещин.
В Москве образовалось два центра власти – в Кремле находился Михаил Горбачев, генеральный секретарь ЦК КПСС. Ему противостоял Борис Ельцин, избранный в мае 1990 года председателем Верховного Совета самой крупной советской республики, Российской Федерации. Ельцин находился в Белом доме, сегодняшнем Доме Правительства Российской Федерации на берегу Москвы-реки.
КГБ в опасности
Судьба армии и КГБ находилась все еще в руках Горбачева. Но его власть трещала по швам из-за растущего дефицита товаров и беспомощности должностных лиц. Популярность же Ельцина среди населения, напротив, росла, хотя он и был на протяжении десятилетий партийным функционером. Однако он начал тягаться с партийным аппаратом и перешел, пусть только и в 60 лет, в стан демократов.
Это были тяжелые времена для 480.000 сотрудников комитета госбезопасности, потому что и в ее рядах Коммунистическая партия была дискредитирована. Происходило это из-за некомпетентности функционеров.
После избрания Ельцина президентом РФ и образования новых партий, многие сотрудники КГБ уже тогда поняли, что дни Коммунистической партии у власти сочтены. В этой удручающей ситуации ведущие стратеги КГБ приняли решение, оказать влияние на грядущие перемены.
Договор с последствиями
Их идея была проста и эффективна одновременно. Российская Федерация под руководством Бориса Ельцина, бывшая поначалу государством в государстве, должна была получить собственную службу госбезопасности, образованную из проверенных сотрудников КГБ. С точки зрения спецслужб нужно было не допустить того, чтобы «демократическая улица» (так в кругах КГБ называлось протестное движение, направленное против Коммунистической партии) предоставила Ельцину собственную службу безопасности. Наихудшим сценарием для старых кадров было бы возникновение новой спецслужбы на основе западных специалистов.
«Восточно-немецкий путь» развала системы госбезопасности грозил стать опасным приключением не только для КГБ, но и для Горбачева и Ельцина. Так, Горбачев, Ельцин и председатель КГБ СССР Владимир Крючков 5 мая 1991 года заключили соглашение, имеющее и по сегодняшний день тяжелые последствия. Российская Федерация получила собственную службу госбезопасности, образованную из служащих КГБ. Эта служба подчинялась не советскому КГБ, а Ельцину.
Об этом пути развития службы госбезопасности в постсоветское время повествует одна из главных фигур того времени, генерал-лейтенант Андрей Пржездомский в своей книге «За кулисами путча», вышедшей в Москве. В то время Пржездомский был 40-летним майором и помощником председателя КГБ России, находящейся в подчинении Ельцина. Сегодня он помощник директора ФСБ, то есть, занимает сходную должность.
Спасение старых кадров
Пржездомский пишет в своей книге, что борьба Ельцина против партийной бюрократии импонировала в то время многим прогрессивным чекистам. Разоблачение кровавых дел сталинского режима потрясли даже некоторых сотрудников КГБ.
На службе у Ельцина чекисты, как и прежде, упражнялись в следовании демократии и правовой государственности. Зачастую это звучало неправдоподобно. По крайней мере, старые функционеры КГБ поняли, что посредством слежек и арестов инакомыслящих, невозможно стабилизировать современное государство.
Летом 1991 года без привлечения особого внимания произошло перенесение центра власти госбезопасности со старого на новое место. Все подразделения КГБ в Российской Федерации теперь подчинялись Ельцинской службе безопасности. Советское централизованное государство в политическом смысле было кастрировано. Но костяк аппарата КГБ сумел выжить и получить билет в будущее.
На грани гражданской войны
Уже скоро чекистам предстояло первое тяжелое испытание. 19 августа группа советских функционеров организовала путч против Горбачева, отдыхавшего тогда в Крыму на побережье Черного моря. Среди путчистов был и бывший глава советского КГБ Крючков.
Но указаниям Крючкова поддержать заговорщиков, никто из КГБ не последовал. КГБ России отправило телеграмму во все отделения. Чрезвычайному комитету было предъявлено обвинение в организации противоречащего конституции переворота. Находящаяся в подчинении Ельцина служба госбезопасности дала указание все сотрудникам КГБ не поддерживать переворот.
Страна находилась на грани гражданской войны. Путчисты направили сотни танков в Москву. Демонстранты пытались остановить танки в центре города, три молодых человека погибли. Пржездомский был свидетелем тех кровавых событий. То, что он видел, он назвал «позорным и унизительным для чести своей страны».
Искусная агитация
Кроме ярости и возмущения, танки не вызывали никаких эмоций. Все еще обладающий властью КГБ был будто парализован. Путч был подавлен через три дня. Эти дилетантские действия лишь ускорили передачу власти Ельцину. В декабре Советский Союз распался.
Тысячи демонстрантов в конце августа 1991 года осадили здание КГБ и демонтировали памятник Дзержинскому. Председатель КГБ Крючков спустя некоторое время был арестован. Но в отличие от него, костяк КГБ пережил это время.
Остатки советского КГБ были быстро реорганизованы. В последующие годы служба неоднократно переименовывалась, но никогда не распускалась. Контора спасла себя, в том числе, благодаря уступкам по отношению к правозащитникам.
Пржездомский предоставил Елене Боннер, вдове лауреата Нобелевской премии мира и правозащитника Андрея Сахарова, допуск к секретным документам. Он говорил с ней о ее отце, который был убит КГБ при Сталине. Офицер начинал понимать, что люди, которых терроризировала служба безопасности или которые потеряли близких, мягко говоря, не смогут уже тепло относиться к деятельности спецслужб.
Открыты на короткое время
Возможно поэтому, открытие архивов для Боннер было лишь эпизодом. Многие, если не все документы из темного прошлого КГБ, вскоре вновь были закрыты. В океане непредсказуемых событий, как писал Пржездомский о кризисном 1991 годе, сотрудникам КГБ не хватало надежного капитана.
Он должен был вскоре принять управление кораблем от Ельцина. Спустя восемь лет после распада СССР бывший полковник КГБ, Владимир Путин, стал президентом Российской Федерации. Путин, будучи на службе в Дрездене, стал свидетелем унизительного разгрома Штази в ГДР.
Россия Путина каждый год 20 декабря торжественно отмечает день основания КГБ. Не обходится в этот день и без приветственного слова президента старым товарищам.