Дмитрий Медведев как-то назвал Михаила Саакашвили «нерукопожатным».
Слово прижилось. К нему привыкли. Привыкли, собственно, к тому, что в Грузии не с кем разговаривать. Потому и затянулась пауза в отношениях.
Теперь вот оттепель.
Достойный рукопожатия грузин нашелся. Миллиардер Бидзина Иванишвили, заработавший свой внушительный капитал преимущественно в России, знает эту страну как свои пять пальцев. И как с ней мириться – видимо, тоже знает не понаслышке.
Итак, первая после войны 2008 года встреча состоялась.
На нейтральной территории, в швейцарском Давосе, грузинского премьера почтил короткой беседой российской премьер.
Знакомство Бидзины Григорьевича с Дмитрием Анатольевичем случилось в тот самый день, когда президент России, Владимир Путин принимал в Кремле грузинского патриарха Илию Второго.
Духовный пастырь грузинского народа, известный как самый авторитетный человеком в этой до крайности религиозной стране, давно принимает не в меру активное участие в политической жизни Грузии.
Выбор святейшего пал на Бидзину, поскольку Илия Второй верит в необходимость восстановления дружеских связей с россиянами и, видимо, искренне надеется на полюбовное решение абхазской и цхинвальской проблем.
Люди осведомленные высказали предположение, что Илия Второй, во всеуслышание передавший трогательный привет Путину от Иванишвили, получил от российского президента «билет» на тот самый завтрак с Медведевым – для грузинского премьера.
Что ж, начало положено.
Осторожные комментарии российских политологов и журналистов сменились смелыми выводами.
Теперь уже и Саакашвили – президент нелегитимный, и вся грузинская демократия оказалась «демо-версией».
Сообщается также, что 4 миллиона жителей страны с 2003 года пребывали в летаргическом сне, от которого счастливо и успешно очнулись…
Еще немного – и на российских прилавках вновь будут красоваться Саперави с Боржоми, не за горами восстановление железнодорожного сообщения с Россией, а также возвращение Грузии к российским энергоресурсам. А там и до окончательного уничтожения следов прежней власти «тоталитарного саакашвилевского режима» недалеко.
«Попытки наладить отношения с северным соседом – не предательство национальных интересов, а возвращение к реальности», – победоносно заключают «специалисты».
Правда, ни слова о восстановлении территориальной целостности Грузии не говорится. Забавно, но речь пока не идет даже об облегчении визового режима для грузинских граждан.
Я не хочу и не могу утверждать, что Бидзина Иванишвили – «кремлевский проект».
Более того, его настойчивые, на первом этапе бесплодные попытки добиться расположения московских коллег выглядели как будто несогласованными. Ему пришлось доказывать собственную состоятельность.
Для ушедшей в оппозицию прозападной команды Саакашвили, главная задача новой власти сводится к возвращению страны в предреволюционное прошлое.
Прошлое, где Россия была главным другом, определяла приоритеты развития, диктовала правила по всем направлениям. В качестве подтверждения приводится заявление премьера о том, что лучшую модель внешней политики выстроила Армения. Это – та самая страна-член ОДКБ, где размещена российская военная база.
Между тем, предвыборные обещания в Грузии не выполнены, коммунальные и прочие льготы не введены, а вознаграждение за труды доверчивому народу не выплачено.
Кахи Каладзе, один из новых министров, в интервью «Эху» (12.10.2012) обещал, что Иванишвили вложит собственный миллиард в развитие сельского хозяйства. Пока не дождались. Стоит отметить, что для очередного разочарования избирателям не нужны годы наблюдений. Если жить не станет лучше, они пойдут менять власть так же уверенно, как сделали это несколько месяцев назад.
Потому Бидзине нужна поддержка.
И он, судя по всему, найдет эту поддержку в Москве. Только вот в обмен на дружбу и сотрудничество, придется окончательно и бесповоротно изменить внешнеполитические приоритеты.
Для меня очевидно, что Грузия откажется от вступления в НАТО.
Что бы ни говорили чиновники и сам Иванишвили, в этом не может быть сомнений. Дружба с Москвой и интеграция в Североатлантический Альянс – несовместимы. Высшее российское руководство неоднократно называло неприемлемым расширение НАТО на Восток. Если бы Иванишвили не подтвердил отмены переговоров с Альянсом, то Русского завтрака, рукопожатия и «твердой надежды на плодотворное сотрудничество» не было бы в помине.
В январе 2008 года 77 процентов грузин голосовали за интеграцию в НАТО.
В октябре 2012-го 55 процентов избрали «Грузинскую мечту» Иванишвили. Возможно, стремление к «европейским ценностям» надоело тем, кому не хватило благополучия в собственной стране. Они верят в новые ценности нового правительства. И в новые пути решения проблем, которые – остается только надеяться – не приведут к старому тупику.
Источник: kavpolit.com
31.01.13.