Российский судья, который во время отпуска исполнял обязанности военного корреспондента, был ранен в пригороде Дамаска, сообщает блог The Lede на сайте The New York Times, ссылаясь на сообщение новостного агентства Abkhazian Network News Agency (ANNA). Судья Сергей Александрович Бережной — корреспондент-волонтер этого агентства, поясняют журналисты Роберт Макки и Эллен Барри. Съемочная группа, которую сопровождал Бережной, наблюдала за боем сирийской армии с повстанцами.
«Остается неясным, чем именно Бережной (57-летний заместитель председателя арбитражного суда Белгорода) занимался на сирийском фронте в понедельник», — говорится в статье. По сообщениям российских СМИ, жена Бережного сказала, что он поехал в Сирию с благотворительной миссией, а начальник — что он находится в отпуске.
В статье Марата Мусина (корреспондента ANNA) есть упоминание о том, что Бережной «в качестве военного разведчика участвовал в сепаратистских войнах после распада СССР в 1990-е годы», пишут авторы. Но «даже после того, как государственное телевидение упомянуло о его службе в разведке, сам судья в блоге (в записи, опубликованной на сайте ANNA в четверг и, видимо, написанной на госпитальной койке в Дамаске) заявил, что не является сотрудником спецслужб».
Как бы то ни было, видеоролики, запечатлевшие момент ранения Бережного, а также хирургическую операцию, привлекли внимание к «ранее безвестному агентству» ANNA и заставили задуматься, кому адресованы его репортажи. Главный вопрос — зачем крохотная Абхазия создала новостное агентство, которое не освещает почти ничего, кроме событий в Сирии? — размышляют авторы. «Из более чем 300 видеорепортажей, размещенных на канале ANNA на YouTube за последние два года, — все (кроме нескольких сюжетов о Ливии) рассказывают о гражданской войне в Сирии, с позиций правительства», — говорится в статье.
По одной из гипотез, авторы роликов подкрепляют внешнеполитический курс России — стараются «изобразить битву сирийского правительства с «терроризмом» в более позитивном свете для аудитории за пределами России», пишут Роберт Макки и Эллен Барри, замечая, что некоторые ролики снабжены английскими субтитрами.
«Но борьба за сердца и умы россиян ведется не только одной стороной», — продолжают авторы статьи. В Сирии проживает не менее 30 тыс. российских граждан. «Заместитель министра иностранных дел в декабре сказал в кулуарах, что половина россиян в Сирии придерживается оппозиционных взглядов. Во многих случаях, видимо, речь идет о россиянках, которые замужем за сирийцами-оппозиционерами», — говорится в статье. Саудовский телеканал Al Arabiya обнаружил и перевел на английский язык пропагандистский ролик, размещенный в интернете повстанцами. «В нем русскоязычная женщина клянется в верности Свободной сирийской армии», — говорится в статье. Женщина называет себя российской гражданкой и говорит, что поддерживала Асада, пока его военные не убили ее родственников.