В декабре 2012 года по заявлению гендиректора компании «Ив Роше Восток» Брюно Лепру в СКР было возбуждено уголовное дело в отношении лидера либеральной оппозиции Алексея Навального и его младшего брата, которые якобы «убедили» французскую компанию согласиться на услуги доставки по завышенным ценам.
Как отмечает La Tribune, это на первый взгляд безобидное обвинение вписывается в рамки кампании по дискредитации Навального. В ответ активисты российской оппозиции через Facebook призвали интернет-пользователей всего мира бойкотировать продукцию компании «Ив Роше» за «участие в политическом преследовании», инициированном Кремлем. По мнению «Новой газеты», «написать заявление руководство «Ив Роше Восток» «попросили» сотрудники Следственного комитета России, а фирма не нашла в себе сил отказаться», цитирует издание.
Корреспондент Эммануэль Гриншпан подчеркивает, что Брюно Лепру, работающий в России уже 15 лет, «не может не знать о политической ситуации и о правилах, регулирующих отношения бизнеса и власти». «Жалуясь на самого популярного оппозиционера страны главе СКР, который входит в ближний круг Владимира Путина, он втягивает «Ив Роше» в историю с непредсказуемыми последствиями. Россия — второй после Франции рынок компании.
Кремль придирается к неудобным оппозиционерам как напрямую (путем налоговых проверок), так все чаще и косвенными средствами, оказывая давление на третьих лиц с тем, чтобы они затевали коммерческие тяжбы с компаниями, принадлежащими оппозиционерам. Иногда власти доходят до того, что угрожают отобрать у оппозиционеров детей «за плохое обращение», пишет газета.
Репрессии и жесткость Кремля приводят к тому, что российская оппозиция направляет свой гнев на тех, кого она считает союзниками российской власти. На собственном примере в этом убедилась компания Vinci, раскритикованная российскими экологами, выступающими против вырубки Химкинского леса.
В заключение издание напоминает, что Владимир Путин в декабре прошлого года обещал вывести Россию в двадцатку стран с наиболее благоприятным инвестиционным климатом, однако «втягивание иностранных инвесторов в российскую политическую трясину вряд ли поможет этого достичь», отмечает автор.