Для того чтобы понять, то, что произошло вчера в Тбилиси, недостаточно просто проследить хронологию событий на подступах к Национальной библиотеке Грузии. Сама по себе хронология, как и детальное описание событий, мало что дает, в данном случае, для их понимания. Вчерашний день начался не с нападения недавно выпущенных из тюрьмы, без всяких предварительных условий и дополнительных расследований, людей, которых назвали политзаключенными. И даже не с того, что эти люди «вдруг» решили собраться, для того, чтобы помешать выступить президенту Грузии в Национальной библиотеке. Начались вчерашние события несколько раньше.
На своей традиционной пресс-конференции премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили вдруг обрушился с резкой критикой на своего министра обороны Ираклия Аласания. Несколькими днями раньше тот же Аласания, без внятных объяснений, был снят с должности вице-премьера, с сохранением за ним поста министра обороны. На пресс-конференции Иванишвили вскользь упомянул о каких-то частных визитах Аласания в Великобританию и Францию, а также о визите в Дубай, при этом подчеркнув, что визит в Дубай является маленькой ошибкой Ираклия Аласания.
Несмотря на то, что премьер-министр как бы намекнул на личный характер визита министра обороны в Объединенные Арабские Эмираты, что напомнило знаменитую «Балладу об измене Гаврилы» из бессмертного романа Ильфа и Петрова, поползли слухи о попытках прежней власти перетянуть на свою сторону прозападного министра обороны. Все это, вкупе с обвинениями членов партии Аласания в попытках срыва учредительных конференций партии Иванишвили «Грузинская мечта», создало негативный фон вокруг министра обороны. Мол, слишком много в его партии агентов националов, да и сам он достаточно мутный.
После этого события стали развиваться достаточно стремительно. Правящей коалиции вдруг срочно захотелось изменить Конституцию, согласно которой, в случае роспуска парламента (а такое право появится у президента в апреле), правительство переходного периода формирует именно президент. Суть изменений заключается в том, что правительство в случае роспуска парламента должно остаться тем же, что и было до него. Самое интересное, что подобные изменения в Конституции уже приняты, но вступают в силу после перехода Грузии с президентской на парламентскую форму правления, то есть с октября нынешнего года. Если говорить проще, речь идет о том, в чьих руках будет находиться административный ресурс в случае роспуска парламента в апреле.
Очевидно, что правящая коалиция была уверена в том, что ей удастся получить конституционное большинство путем давления на депутатов-мажоритариев от «Национального движения». Однако депутаты уперлись, вместо требуемых восьми депутатов, удалось заручиться голосами только двоих. А когда невозможность проведения конституционной поправки стала очевидна, депутаты большинства, действуя по указанию лидера коалиции Бидзины Иванишвили, что не скрывалось, решили запретить президенту выступать в парламенте до тех пор, пока не будут приняты устраивающие их конституционные изменения.
В этих условиях президент решил выступить перед дипломатическим корпусом и журналистами в здании Национальной библиотеки, вот тут произошло то, что произошло. В результате потасовки у стен Национальной библиотеки были нанесены физические оскорбления мэру Тбилиси, губернатору региона Самегрело — Земо Сванети, а также нескольким депутатам и сторонникам «Национального движения», включая нескольких женщин.
Министр внутренних дел, объясняя происшедшее, ухитрился обвинить в том, что произошло, оппозицию, заявив, что, мол, националам был предоставлен коридор, которым они не воспользовались. Данная версия исключительно для тех, кто хочет в это верить. Во-первых, в условиях отсутствия достаточного количества соответственно экипированных полицейских ни о каком коридоре не могло быть и речи. Попытка создать его теми силами полиции (без спецсредств), которые были мобилизованы там, была заранее обречена на провал. И, во-вторых, сам министр внутренних дел прибыл на место событий лишь спустя час после столкновения.
Обращает на себя внимание и другое обстоятельство, организацией акции у стен Национальной библиотеки занималась адвокат Манана Какабадзе, чьи связи с правящей коалицией ни для кого не являются секретом. За несколько часов до событий вокруг Национальной библиотеки тот же состав сорвал приход президента на церковную службу в Гелатский собор в Кутаиси, и готовил «теплую» встречу президенту у парламента страны, если бы вступление состоялось там. Двое участников беспорядков задержаны, десять допрошены. Хотя большинство из допрошенных утверждали, что они пришли в полицию к своим друзьям.
Давайте называть вещи своими именами, вчера в Тбилиси была предпринята попытка демонстрации силы, причем попытка достаточно успешная. Общество увидело, что группа лиц, недавно освобожденная из тюрьмы, вместе со своими единомышленниками может практически безнаказанно срывать выступление президента, наносить физические оскорбления представителям законодательной и исполнительной власти, не говоря уж о рядовых гражданах с иными политическими взглядами.
Но даже не это главная проблема страны, главная проблема в том, что значительная часть общества не хочет видеть очевидное, считая, что вот сейчас пускай уйдет с политической сцены прежняя власть, раздражающая власть нынешнюю, а потом все будет хорошо или может быть хорошо. Так уже было в декабре 1991 года и к чему это привело, помнят все.
Гела Васадзе политолог, Грузия
Источник: www.echo.msk.ru
09.02.13.