Главная » Все Новости » События » Последнее интервью Султан-Гирея Хашагульгова «Радио Франции», данное накануне его убийства российскими карателями. (ВИДЕО)

Последнее интервью Султан-Гирея Хашагульгова «Радио Франции», данное накануне его убийства российскими карателями. (ВИДЕО)

Никуда не поеду. Убьют – убьют. Останусь жив – буду жить, — этой фразой он закончил свой разговор в передаче на радио Франции, а на рассвете следующего дня сотня бойцов спецподразделения окружила его дом и расстреляла Султан-Гирея Хашагульгова.

Россия является членом ООН. Всеобщая Декларация Прав Человека гласит: «Необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать в качестве последнего средства к восстанию против тирании и угнетения».

На деле же она,  эта декларация, не имеет никакого отношения к тому, что на самом деле происходит с самим человеком и его правами. И тем более, когда речь идет о Кавказе. Дежурные президенты страны, воровской жаргон, которых уже давно никого не удивляет, велели «мочить в сортирах» или «безжалостно уничтожать», нанося «удары по норам». Руководители кавказских субъектов приняли установку к действию, правда, каждый на свой лад.

Юнус-Бек Евкуров – Герой России и глава Республики Ингушетия. На посту – три с небольшим года. Всегда открыт для прессы. Работает 20 часов в сутки. За последний год в республике открывались садики, школы, мечети, церковь, возводят жилые массивы.

Но…за всем этим позитивом правозащитники не устают говорить об очередных убитых, похищенных и пропавших без вести. Спецоперации же силовиков рассчитаны на максимальное количество трупов по принципу «чем больше – тем лучше».

Убийство случайных попутчиков наряду с членами подполья расценивается как вина самих убитых. Власть риторически заявит, что, дескать, незачем садиться в машину к террористам, а родные остаются наедине со своим горем.

Последнее резонансное похищение тренера бойцовского клуба «Кaloy Team» Ахмеда Бузуртанова произошло 6 декабря прошлого года. Глава республики немедленно взял дело под свой личный контроль.

Следователи Ингушской и Северо-Осетинской республик ведут поисковые мероприятия, возбудив дело по статье «Убийство», как вдруг, через две недели Юнус-Бек Евкуров огорошил всех заявлением, что пару лет назад Бузуртанов подвозил своего коллегу в банк, домой, а последний, возьми – и уйди в лес.

Можно предположить о какой-то причастности Бузуртанова к противоправным действиям, но если оно так, то где были спецслужбы эти два года? Прошло два месяца с момента похищения силовиками 29-летнего наставника бойцов, но нет никаких сведений о его судьбе. Все подобные похищения ранее заканчивались выброшенными в лесной массив телами со следами пыток.

История семьи Хашагульговых напоминает многосерийный судебный триллер, где автор сценария предполагает если не гибель всех основных персонажей, то уж точно пожизненное заключение для каждого.

Дело Иссы Хашагульгова: 1958 года рождения, образование – среднетехническое. Женат. Имеет шестерых детей, старшему из которых 14 лет. Бывший сотрудник РУБОПА Кабардино-Балкарии. Принимал участие в миротворческой миссии генерала Лебедя. Последние годы занимался строительным бизнесом.

Арестован в сентябре 2010 года по обвинению в подготовке теракта во Владикавказе — столице Северной Осетии-Алании. Директор ФСБ Александр Бортников заявил, что организатором вышеупомянутого взрыва является Исса Хашагульгов. Содержался в Лефортовской тюрьме и ИВС Владикавказа. Подвергался пыткам.

Рассказывает Султан-Гирей Хашагульгов — брат Иссы.

Султан-Гирей Хашагульгов: Раньше миссия генерала Лебедя была. Когда закончилась в Чечне война, его из северо-кавказского РУБОП прикомандировали в миссию, потому что он знает места, людей и чтобы он помогал им освобождать пленных русских солдат. Он был сотрудником спецслужб – Региональное Управление по борьбе с организованной преступностью.

RFI: В каком звании?

Султан-Гирей Хашагульгов: Оперуполномоченный. Сами сотрудники миссии боялись ездить в Чечню, поэтому он у них как самый ценный кадр был. Он ездил, находил людей, вел переговоры. Где-то выкупали, где так освобождали. Это была очень опасная игра, но Исса с теми не играл, никаких лишних дел, и поэтому к нему было доверие. И те ему доверяли, и эти доверяли. Он, конечно, и с руководителями сопротивления общался и связан был контактами, и в миссии Лебедя. И он этой стране помогал спасти ее людей, брошенных на произвол.

RFI: Сколько людей ему удалось вызволить из плена?

Султан-Гирей Хашагульгов: Около 300 человек. Многих показывали по телевизору, которых он вывозил.

RFI: Какой преимущественно были национальности освобожденные пленные?

Султан-Гирей Хашагульгов: И казахи, и мордвины, чуваши, татары, но преимущественно – русские. Они матери тут помогали, когда их привозили к нам. Тут они немного отходили, потом приезжали представители миссии Лебедя и забирали их.
Из-за одного случая мы отправили Иссу в Турцию, а потом вызвали его оттуда по просьбе начальника ФСБ России по Республике Ингушетия Корякова.Он лично сам приезжал несколько раз, потом от Зязикова (экс-президент Ингушетии – 2000-2008 г.г. – ред.) приезжали люди и просили, чтобы мы его вернули. И мы его вернули под гарантии, что его никто не тронет, его никто не будет беспокоить. Он окажет им посредническую услугу по переговорам о похищеном и потом его отпустят за границу.

RFI: В октябре 2011 года обвинение о причастности к организации теракта во Владикавказе было полностью снято с вашего брата. По второй статье он обвиняется в организации незаконного вооруженного формирования и хранении оружия. Следствие длится уже 2,5 года, каково отношение к нему сейчас в СИЗО?

Султан-Гирей Хашагульгов: Первое время его били, уколы делали психотропные, возили в лаборатории секретные, но сейчас отношение принципиально к нему изменилось. Они, видимо, поняли, что не то сделали, а как выкручиваться будут — я не знаю. Если обвинять Иссу, то это надо все ФСБ Российской Федерации обвинять.

Патимат Хашагульгова – 1968 года рождения. Образование – высшее. Мать шестерых малолетних детей, супруга Иссы Хашагульгова. Первая женщина в Ингушетии, осмелившаяся официально через властные структуры бороться за право дочери-школьницы на ношение хиджаба. Я далеко не сторонник этой культуры, но то, с каким упорством эта женщина отстаивала свою религиозную идентичность, просто достойно уважения.

С первого дня заключения мужа борется за его освобождение и снятия с него клейма террориста. 8 апреля этого года в ее дом, где она живет вместе со своими детьми, нагрянули около 150 военных на бронированной технике и учинили обыск. Говорит Патимат Хашагульгова.

Патимат Хашагульгова: У меня в доме ничего не нашли, кроме того, что они сами подбросили – какой-то ежедневник синий. И подбросили его совершенно цинично в том помещении, где уже был проведен обыск. Нас вывели во двор, чтобы они досмотрели строения, а потом кто-то позвал следователя и он быстро побежал. Я ему говорю: – Вы куда, господин следователь, надо еще коровник проверить, кроликов. — Он побежал и я поняла, что какая-то подстава и говорю сыну, что надо идти обратно в дом, потому что в доме находились человек 15-20, а остальные вышли за мной с участковым. Мы зашли в дом и следователь спрашивает:

— Проверили этот диван? — Один говорит — да, другой — нет.

— Надо проверить, — и поднимает подушку от дивана…- вот ваш блокнот, который вы спрятали!

RFI: Что было в блокноте?

Патимат Хашагульгова: Я не знаю. Он пролистал его и я видела какие-то цифры и фамилии. Я официально заявила, что этот блокнот не принадлежит ни мне, ни членам моей семьи. Мне не оставили даже протокола изъятых вещей, не оставили санкции судьи на проведение обыска в моем доме. Мне в руки даже не давали прочитать документ, перед носом размахивает листками:

— Вам тут не нужно читать, читайте определение.

— Я должна полностью ознакомиться с документом. Дайте мне в руки.

— Не дам!

RFI: А вам лично предъявляют какие-то обвинения?

Патимат Хашагульгова: Пока нет. Когда я позвонила во время этого беспредела Секретарю Совета Безопасности Котиеву Ахмеду и сказала, что это такое и почему нет представителя местной власти, почему прокуратура не реагирует, почему он там сидит, а не здесь? он мне говорит: — Бери вилы, поднимай народ и вилами против них! — Я кричала о помощи, я просила помощи, а он говорит: — Что ты хочешь от меня? Бери вилы и давай против них!

А в это время сотрудниками ФСБ из Северной Осетиии-Алании был уже задержан еще один из братьев Хашагульговых – 32 летний Якуб, который возвращался из пятничной мечети. Но родные об этом еще не знают, потому что двор 85-летнего Лохана Хашагульгова оцеплен военными и техникой. В гостях у Лохана находился его сосед-ровесник вместе со своими внуками. Старика вместе с детьми вывели во двор, где продержали все время обыска – шесть часов. Рассказывает старший из сыновей — Султан-Гирей.

Султан-Гирей Хашагульгов: Обыск проводили прикомандированные сотрудники ФСБ, которые базируются в городе Магас, и часть приехала из Северной Осетии. Следователи были тоже из северокавказской следственной группы, которая расследует теракты и сложные дела. Обыск начался в половине четвертого и продолжался до десяти вечера. Все перевернули, но ничего не нашли, и к десяти вечера подъехала машина «Газель», в которой были совсем другие люди, которых не было до этого, и они занесли какой-то пакет и положили в постель малолетним детям. Прямо на глазах занесли, положили и официально предъявили пояс шахида. Составили протокол и уехали.

RFI:В этот же день был увезен в ИВС Владикавказа ваш младший брат Якуб, есть какие-то объяснения со стороны следствия по поводу его задержания?

Султан-Гири Хашагульгов: Приехал его адвокат, Якуба нашли и он в нормальном состоянии. Никаких пыток не было, единственное, ему сделали два укола, когда увозили. Если у них есть установка навесить на него дело, то пока он спал, могли и слюну взять и что угодно. Сейчас будет экспертиза и узнаем, что они планируют.

RFI: Обвинения ему предъявлены?

Султан-Гирей Хашагульгов: Бандитизм и хранение оружия. Когда забирали, подбросили пистолет с глушителем.Якуб – бизнесмен (строительный бизнес-ред). И у меня отношения с Евкуровым вон какие, а он все время просил: — оставь его в покое, оставь его в покое. Он считал, что он нормальный. Якуб — просто бизнесмен, в политику не лез, старался заработать, жить по религии, по исламу. Тихий, хороший парень был. На меня не нашли ничего и на Якуба вот все повесили.

В этой семье есть еще один сын Аслан. У него пятеро дочерей. Он считает себя самым счастливым отцом. В 90-е годы, влюбленный в горы, в поэзию Лермонтова, японскую культуру, мечтающий прикоснуться к святыням Иерасулима, он возглавлял Мемориал репрессированным народам. Ездил в горную Ингушетию, пытаясь сохранить уникальную башенную культуру. Кто-то коллекционирует картины, кто-то антиквариат, Аслан собирает …камни, которые находит в родных ущельях. В них жизнь, в них тепло. Могут ли такие люди быть террористами? Завтра могут прийти и за ним с вопросом: — Камни зачем ? Отстреливаться?…

Мне удалось пообщаться с человеком, которому на общем сходе рода Хашагульговы доверили представлять интересы фамилии.

Амирхан Хашагульгов: Молодежь есть с высшим образованием, есть со средне-техническим образованием. Основное – 99 % — не работают. Действительно, работать не привыкли. Даже работающие – доносят на него окружающие в своей среде, раз – и увольняют человека. Даже доходит до того, что у нас простого сторожа увольняют, из-за того, что у меня фамилия Хашагульгов. Я же не виноват, если я родился Хашагульговым, я должен, наверное, и оставаться Хашагульговым.

RFI: Вы говорите о том, что представителей вашего рода увольняют с работы. Вся эта ситуация не связана с семьей Иссы Хашагульгова?

Амирхан Хашагульгов: Совершенно верно. Совершенно верно. Я намерен организовать такую встречу с этой семьей – Султан-Гиреем и братьями и с отцом Лоханом – чтобы наш глава Ингушетии и Султан-Гирей сели за стол и чтобы обсудили. Мне Султан-Гирей сказал: «На благо народа все, свои обиды я оставлю позади и абсолютно против ничего не буду иметь, я пойду навстречу».

Султан-Гирей Хашагульгов – 1958 года рождения, экс-зам.министра по строительству, удачный бизнесмен, в 2007-2008 годах выходит на митинги протеста против бессудных казней, которые организовывал убитый силовиками владелец портала Ингушетия.ru Магомед Евлоев. В 2011 году, после того, как он пообещал вывести народ на улицы, на него было совершено покушение.

Сегодня Султан-Гирей — член оппозиционного общественного движения. В октябре прошлого года пятеро сторонников движения были арестованы после объявления голодовки с требованием отставки руководства Ингушетии и выполнения закона о реабилитации репрессированных народов. Султан-Гирей провел 15 суток под арестом.

Султан-Гирей Хашагульгов: Это мои отношения с Евкуровым. То, что я на людях не потупил голову, не дал ему говорить все, что он хочет. Я сказал: «Борис, ты неправ. Юнус, ты неправ. Не позволю со мной так разговаривать». У меня отняли деньги, у меня забрали все, и еще кричать на меня хотел.

RFI: А ваше увольнение с работы с чем связано?

Султан-Гирей Хашагульгов: Мне открыто предложили уйти.

RFI: Кто?

Султан-Гирей Хашагульгов: Евкуров Юнус-Бек.

RFI: Вот так вот просто предложил уйти – и все?

Султан-Гирей Хашагульгов: Первый раз он это сказал исполняющему обязанности министра в Париже. Тот сказал, что он этого не сделает. Потом назначили нового министра, он тоже сказал: «Я этого не сделаю». Из-за этого его сняли с работы. И Евкуров прямо приехал в министерство строительства и сказал мне: «Ты должен уйти». Я говорю: «Что же ты раньше не сказал? Я бы раньше ушел». И ушел. Я – вольный человек.

RFI: А следствие по делу о покушении на вас как-то уже продвинулось?

Султан-Гирей Хашагульгов: Никто не арестован, и никого там не арестуют. Разве сами себя они могут посадить? Это бессмысленно, тут закон, что дышло: куда дунул, туда и вышло. Нет закона, никакой защиты нет, никакой гарантии у самого лояльного человека. Никакой гарантии безопасности нет. Даже враги какими-то критериями, какими-то канонами руководствуются, а тут – я не знаю, не человеческие какие-то отношения.

RFI: Ваше участие в оппозиционном совещательном органе совета страны могло стать поводом для преследования вас со стороны власти?

Султан-Гирей Хашагульгов: Никак не «может», а является. «Может» — тут даже неуместно. Меня они сажать не собираются, меня они собираются убивать. Самое сейчас ужасное: мы думали Иссу — они уже ничего не смогут найти, оставят его в покое. Вот теперь в их доме уже прошел обыск, мы теперь по-новому совсем на это смотрим и знаем, что наши дела плохи. Эта огромная государственная машина хочет что-то додавить, добить. Разумные люди где-то останавливаются, там они живут эти разумные. Никуда не поеду. Убьют – убьют. Останусь жив – буду жить.

…Никуда не поеду. Убьют – убьют. Останусь жив – буду жить, — этой фразой он закончил свой разговор в передаче на Международном Французском радио, а на рассвете следующего дня сотня бойцов спецподразделения окружила его дом и расстреляла Султан-Гирея Хашагульгова.
Источник: www.russian.rfi.fr

14.02.13.