Наиболее ранние государственные образования сибирских татар — Тюменское ханство (в XIV веке с центром в Чимге-Туре, на месте современной Тюмени), в конце XV — начале XVI вв. —Сибирское ханство (по названию поселения Сибирь или Кашлык). Рост хозяйственных и культурных связей, родственность языков и другие факторы приводили к возникновению новых надплеменных этнических общностей. В XIV—XVI веках сложились основные группы сибирских татар. Сибирские татары расселены в основном в средней и южной частях Западной Сибири от Урала и почти до Енисея. Селения их разбросаны среди русских деревень.
С конца 80-х гг 20-го века сибирские татары активно занимаются национальным возрождением и многие годы ставят вопрос перед властными структурами на местах и в центре о выделения автономного образования сибирских татар.
Движение коренных сибирских татар за свое возрождение, в особенности стремление последних к собственной национальной государственности, вызвали среди части представителей казанских татар в Сибири негативное отношение — подобные выступления казанских татар, проживающих в Сибири, были вызваны их опасением того, что возможное предоставление коренным сибирским татарам государственности в форме территориальной или культурно-национальной автономии в рамках РФ может привести к ущемлению их собственных прав на развитие своей национальной культуры и языка.
Как известно, в Сибири, кроме коренных сибирских татар, проживает значительное количество поволжских татар, переселившихся в Сибирь в разные периоды истории.
Довольно большое количество поволжских татар переселилось в Сибирь во время гонений царского правительства в конце 19-го века и попытки насильственной христианизации и в 1921-1922 годах 20-го века, во время голода в Поволжье. Однако численность поволжских татар-переселенцев никогда не превышала численности коренного татарского населения региона. между сибирскими и казанскими татарами, существовали длительные языковые, культурные, брачные контакты, которые в значительной степени сблизили их между собой.
Но сибирские татары не слились с поволжскими, сохранив особенности своей культуры, языка, самосознания. Несмотря на существование длительных этнических, этнокультурных и этноязыковых контактов между сибирскими и поволжскими татарами, полной консолидации между ними не происходит. На эту тему написано немало исследовательских трудов, которые заслуживают отдельного рассмотрения. Большая часть т.н. казанских татар проживает в восточной Сибири. И ниже пойдет речь именно о поволжских татарах, так как история двух этносов татарской нации развивалась в различных условиях.
***
Многие русские представители старшего поколения испытывают к татарам ненависть, впитанную с молоком матери. Из мифов и легенд о жестоких покорителях Руси эта ненависть была подкреплена хлебными очередями во время войны 1941-1945 гг, когда татары держали круговую оборону в очередях за хлебом. Но некоторые русские запомнили ту помощь, которую оказывали татары своим соседям, не взирая на национальную принадлежность, в местах спецпоселений в годы сталинских репрессий.
В советское время было вообще не принято гордиться своей национальностью. И многие татары скрывали и даже стыдились своего национального происхождения. Другие молчаливо пережидали страшную годину, сохраняя в семьях уклад и обычаи, отмечая праздники и рассказывая потомкам о том, откуда они происходят.
На волне национального осознания в перестроечные годы в Сибири активно заявили о себе национально-культурные центры татарской диаспоры. Но для настоящего возрождения сибирских татар, как полноценной нации, время, к сожалению, было упущено. За два десятка лет работы таких культурных центров сделано, конечно, было немало. Многие осознали свою причастность к великому народу с богатым историческим наследием. Кто-то заново открыл для себя традиции, обычаи и культуру своего народа. При всей зависимости от властей и лояльности к ним культурные центры пытаются создавать ансамбли, сохранять и поддерживать культурные истоки, русификация продолжает делать свое черное дело.
Несмотря на то, что мероприятия, постоянно организуемые татарскими сообществами порой по глубине содержания многократно превосходят русскую культмассовую работу, пожилые люди, которые пытаются на бытовом уровне поддерживать в домах традиции, жалуются, что в татарских семьях на родном языке общаются между собой представители старшего возраста. Их дети знают язык и пользуются им намного меньше, а внуки и правнуки только понимают, но уже не являются живыми носителями языка.
Хотя в чисто татарских семьях, не подверженных большому влиянию смешения, и язык, и обычаи стараются все же соблюдать. А если говорить о тех, кто создавал смешанные семьи, то эта часть людей для татарской нации – потеряна. Те, кому уже за 50 лет, не только не говорят на родном языке, но и не поддерживают и не знают обычаев. И пока на плечах стариков еще держится культурно-языковая часть народной памяти, то в плане возвращения к религиозным истокам проблем намного больше.
За годы диктата сначало христианства, а затем воинствующего атеизма, духовные ценности ушли на второй план. Мечети посещают и более менее придерживаются норм Ислама в основном люди старшего поколения. Молодежи в Мечетях крайне мало. Как говорят татары, в Мечети ходят приезжие, имея ввиду тех, кто приехал из стран СНГ и с оккупированных территорий.
Молодежь за небольшим исключением подвержена тому же недугу духовной лености, который поразил все российское общество. Да и старики, пережившие репрессии и гонения советской власти зачастую не знают элементарных молитв. И этот факт отчуждения народа от веры не приведет к возрождению татар в Сибири, как нации,. Ведь религия всегда остается краеугольным камнем возрождения исторических начал в любом народе.
Но, к сожалению, сибирские татары имели несчастье жить среди населения, потерявшего свою историческую память еще раньше и стремительнее. И многие, страшнее сказать большинство, не гнушаются принимать в пищу блюда, приготовленные из свинины, хотя считают себя татарами, помнят обычаи и говорят на родном языке. Все большее количество выходцев из татарской диаспоры совмещают русский и татарский ритуалы при похоронах умерших, когда, например, плита не кладется, а ставится, как обычный памятник.
Таким образом, намного медленнее, чем у колонизаторов, но обыденная жизнь татар в Сибири начинает расходиться с тем, что можно увидеть на праздниках, а чисто татарских семей становится все меньше. И снова нацию, которая вопреки всем усилиям русни, все-таки пытается устоять, выручает сплоченность и дух взаимопомощи и братства.
Особенно негативные тенденции сильны в городах. Те, кто проживает в татарских селах, поддаются влиянию национально-духовного распада медленнее всилу большей приверженности к традиционному, сельскому укладу. И еще одной очень отличительной, отрицательной чертой является то, что, по крайней мере, те татары, которые являются переселенцами из поволжья, не считают себя представителями угнетенных народов.
Русским удалось вбить в их менталитет ущербный статус приезжих, и поэтому лучше других здесь работает русская байка о том, что все народы – братья. Особенно в городской среде, где слишком велик процент смешения населения дети уже не дерутся, что наблюдалось еще 60 лет назад, по национальному признаку.
А значит, у взрослых вопроса самосохранения чистоты нации не стоит. А, например, в районах с приимущественно бурятским населением потасовки детей и молодежи продолжались все советские годы. И в 60-х гг. бурятские дети кричали русским жителям, что придут их друзья монголы и освободят их.
Да и сейчас русским в Бурятии очень не уютно. Многие предпочитают при первой возможности уехать в районы, густозаселенные колонистами. У татар, к сожалению, вопрос национально-освободительной борьбы в Сибири не встает. Но пока нация есть, пока она находится в затухающем состоянии, еще не поздно зажечь искру самосознания.
Ведь если в глубине души некоторые русские ненавидят татар, то и в тайных уголках души последних вряд ли хранится теплое чувство к русским. Просто этой проблемой всерьез никто не занимался. Ведь, для примера, кавказский вопрос в России стоит куда острее, потому что в регионах северного Кавказа освободительное движение набрало огромную силу. А в Татарстане оно эту силу набирать начинает.
И когда оккупанты будут не в силах скрывать войну, ведущуюся ими против муджахедов Татарстана, татарская молодежь в Сибири так же может разбудить национальное самосознание. И кто знает, может быть, эта Атлантида сохранится и заживет общей жизнью с татарами на исторической Родине, когда от русских не останется и следа?!
Людмила Иванова
Chechenews.com
16.02.13.