Главная » Все Новости » События » Цель НАТО — отрезать Россию от ливийской нефти

Цель НАТО — отрезать Россию от ливийской нефти

Вас приветствует The Real News, меня зовут Пол Джей, я нахожусь в Вашингтоне. Кевин Холл из McClatchy Newspapers сообщает, что 20 апреля крупная итальянская нефтяная компания Eni отложила свою сделку с «Газпромом» — крупной российской нефтяной компанией, связанной с президентом* Владимиром Путиным.

Приостановление сделки, которая должна была предоставить «Газпрому» серьёзную долю в разработке ливийской нефти, было целью внешней политики США в течение по меньшей мере трёх лет.

Кевин ознакомился с материалами WikiLeaks и обнаружил следующее послание.

«В то время Сильвио Берлускони должен был вот-вот стать премьер-министром Италии, и посольство призывало Госдеп выкрутить ему руки», — пишет Кевин. Также он цитирует послание: «Посольство хотело бы, чтобы новое правительство Берлускони принудило Eni перестать столь активно выступать проводником интересов «Газпрома».

В засекреченном послании говорится: «По всей видимости, Eni (которая на тридцать процентов принадлежит правительству Италии) содействует стремлениям «Газпрома» к главенствующей роли в вопросах поставок энергоносителей в Европу противодействует усилиям, предпринимаемым США и при поддержке США для диверсификации поставок энергоносителей».

Кевин Холл с нами в студии. Мы будем обсуждать новую схватку из-за нефти и контроля над европейским рынком энергоносителей. Благодарю вас за участие.

КЕВИН ХОЛЛ, экономический обозреватель, McClatchy Newspapers: Спасибо.

— Итак, расскажите подробнее: ведь эти контакты были в числе факторов, послуживших развязыванию ливийского конфликта, который мы теперь наблюдаем?

— В основе этого глобальная охота за нефтью, или схватка за нефть. Это, в общем-то, было изложено в знаменитой книге «Добыча», которую написал историк нефтяной промышленности Дэниел Ергин. А теперь мы видим своего рода продолжение. Ситуация вокруг Ливии связана с нефтедобычей в Каспийском регионе, в местах, названия которых я не могу даже выговорить. Здесь есть связь с Ливией, Европой, Россией.

Вернемся, впрочем, к тому, что происходит конкретно в Ливии. «Газпром» собирался в Ливии работать в партнерстве с Eni – крупнейшим игроком в Италии и крупнейшем игроком в Ливии, которая была когда-то итальянской колонией.

— И они неплохо ладили с Каддафи?

— Да, неплохо ладили с Каддафи: мы понимаем, как было дело. В свою очередь, Eni получила бы доступ к проекту, который русские пытаются реализовать в Каспийском регионе. Он называется «Южный поток» и конкурирует с проектом, который США продвигали большую часть последнего десятилетия, — «Набукко». Мы собираемся получать природный газ с восточной границы Турции и по этому маршруту в обход России обеспечивать поставки в Европу: думаю, в Болгарии, Румынии.… В общем, в обход России. И эти документы показывают, что…

— То есть война трубопроводов?

— Да, трубопроводов. И все эти документы показывают (а «Газпром» упоминается в 1800 документах), что холодная война еще продолжается в том плане, что США пытаются сдержать мощность российской энергии.

Россия по-прежнему крупнейший производитель энергии. Не самый крупный экспортер, но в России добывается больше нефти и газа, чем где бы то ни было. Большая часть, поставляется в Европу.

Россия добивается получения нефтяных разработок в Каспийском регионе, Азербайджане и подобных местах. Все связано с тем, пойдет ли трубопровод через Россию или в обход ее. США изо всех сил стараются направить трубопровод в обход России, чтобы европейцы не зависели от одного источника.

Мы наблюдали, как Россия использовала свои нефть и газ против Украины, Грузии, Белоруссии. Россия проявила готовность использовать нефть как оружие для достижения своих стратегических интересов. И пример с Ливией – лишь один незначительный пример…

— США также считают доминирование на Ближнем Востоке и в нефтяном секторе важным компонентом их стратегических интересов, это не просто вопрос поставок нефти в Соединённые Штаты.

 Но вернемся к ливийскому вопросу. В статье вы написали об определенной подоплеке: итальянская компания Eni также искала возможности инвестировать в иранскую нефть, что также шло вразрез с американской внешней политикой.

— Верно. Знаете, я вел дела в Иране задолго до установления исламской республики, еще при шахе, и потерял много денег, когда случились перемены. Помните все эти неприятные события семидесятых – история с посольством и так далее…

И где-то в 2006-2007 году я пытался вывозить иранскую нефть, произведенную совместно с Ираном. И это какое-то подвешенное состояние: США пытаются давить на Иран из-за его ядерной программы. Нефть пытаются продать на открытом рынке. Мы считаем стоимость в долларах по текущему курсу, но это станет долгом Ирана перед Италией. То есть всё приостановлено во времени и пространстве, и считаться будет не в бывшей валюте, а по текущему курсу.

— И разобраться с возможными санкциями.

— Верно. И это не устраивало правительство США.

Итак, у итальянской нефтяной компании уже возникали споры с США в отношении Ирана. Итальянская нефтяная компания вела переговоры с «Газпромом» о предоставлении русским большой доли ливийской нефти.

— Но если посмотреть на войну в Ливии, есть еще и французы. Французской компании Total принадлежит небольшая часть ливийского нефтяного куша, но, думаю, хотелось бы побольше. И в итоге мы имеем французско-американскую линию, направленную на свержение Каддафи и, по сути, вытеснение «Газпрома» из страны.

— Да.

— Конечно, не обязательно, что цель именно такова, но задуматься стоит.

— Да, это, возможно, не первопричина, но, можно полагать, причина побочная. Таким образом, чётко видно, что за очень многим из того, что сейчас происходит, стоит жажда нефти.

На деле, мы просмотрели – вернее, общим числом нам необходимо было просмотреть – 251 тысячу документов, которые через нас проходят, и целых десять процентов этих документов (целых десять процентов!) так или иначе касаются нефти. И это, на мой взгляд, хорошо даёт понять, насколько фундаментальную роль нефть играет в вопросах мировой безопасности, стабильности, процветания – назовите как угодно.

— И фундаментальную роль во внешней политике большинства стран.

— Верно.

— Включая США.

— Определенно.

— Мы не заканчиваем нашу беседу. Вы продолжаете просматривать материалы WikiLeaks. И мы тоже продолжим, поскольку эта нефтяная история продолжается в Латинской Америке и других регионах.

— Да, остается ещё немало.

— Мы продолжим беседу. Но те, кто говорит, будто причиной всему не нефть, просто не читают WikiLeaks.

— Причиной всему – нефть.

— Спасибо, что были с нами. И вам спасибо, что смотрели The Real News.

* Так сказано в оригинале. 

The Real News Network«, США)

17/05/2011