От использования услуг лоббистов с К-стрит до интервью журналу Newsweek, Грузия делает все возможное, чтобы заполучить американское оружие против России. Но хорошая ли это идея?
С тех пор, как Михаил Саакашвили пришел к власти в Грузии, эта маленькая постсоветская республика превратилась в одного из самых преданных союзников США. Тбилиси отправил и в Ирак, и в Афганистан больше всего военнослужащих из расчета на душу населения — и они остаются там даже теперь, когда в двух бывших регионах Грузии, Абхазии и Южной Осетии, расквартированы враждебные российские силы.
И Грузия не особо стесняется намекать, что считает свой вклад в военные миссии США частью квипрокво. «Будучи солдатами, мы помогаем тут американским солдатам, — сказал один грузинский капрал в Ираке в интервью газете New York Times в 2007 году. — Потом Америка как страна поможет нашей стране». В Афганистане Грузия добровольно согласилась, чтобы ее солдаты служили в опасной провинции Гильменд, и на сегодняшний день там погибли семеро грузинских солдат.
Помощь, которую Грузия хочет получить взамен, это защита от ее заклятого врага России и помощь в возвращении контроля над оккупированными Россией Абхазией и Южной Осетией. Однако на сегодняшний день, не считая риторики, США не особо чем-то помогли. Джордж У. Буш посетил Тбилиси в 2005 году и назвал Грузию «светочем демократии». В прошлом месяце генерал морской пехоты США взахлеб расхваливал службу грузин в Афганистане, заметив: «Грузины любят воевать».
Но слова стоят дешево, а никаких особых действий в их поддержку не было. Что характерно, когда в 2008 году началась война из-за Южной Осетии, США — сначала создав у Саакашвили ощущение, что Вашингтон поддержит его в случае конфликта с Россией — остались в стороне, не считая одного пикантного шага: военные самолеты США перевезли грузинских солдат, служивших в Ираке, домой, в Грузию. Но к тому времени как эти войска добрались домой, война уже была проиграна.
Большую часть правления Саакашвили главной целью Грузии в области безопасности было вступление в НАТО, и США поддержали это желание, но все напрасно — война с Россией заставила НАТО убрать рассмотрение грузинской заявки в стол. В конце концов, будь Грузия членом альянса в момент начала конфликта, это вынудило бы США и остальные страны НАТО объявить войну России. Теперь у Грузии появилась новая цель: американское оружие. В прошлом году Тбилиси начал предпринимать серьезные усилия, чтобы убедить США обеспечить Грузию «оборонительными вооружениями», в частности системами воздушной обороны и противотанковыми системами.
«Ситуация не улучшится, если оставить Грузию беззащитной, — заявил Саакашвили в интервью журналу Newsweek. — Грузия не может напасть на Россию, в то время как беззащитная Грузия дарит России большой соблазн изменить наше правительство с помощью военной силы… В рамках действующего сотрудничества в области безопасности, мы надеемся, что США помогут нам с оборонным потенциалом».
В последнее время он повысил риторические ставки, заявив, что только США могут продать Грузии вооружения, необходимые для ее защиты: «На самом деле Грузии нужно то, что она не может получить где-либо еще, и это противотанковые и противовоздушные вооружения, и это совершенно очевидно… В этом должна состоять следующая стадия сотрудничества».
США никогда не были особо крупным поставщиком оружия в Грузию, которая унаследовала советские вооружения после получения независимости, а затем стала полагаться на другие бывшие советские республики и страны Варшавского договора в том, что касалось средств усиления. Хотя Пентагон и организовал ряд программ военной подготовки с Грузией, эти программы посвящены подготовке грузинских солдат, готовящихся к отправке в Ирак и Афганистан.
Но вопрос американских вооружений сегодня определяет состояние американско-грузинских отношений. Грузия и ее союзники в Вашингтоне утверждают, что если США не поставят Грузии оружие, это будет означать, что они пресмыкаются перед Россией ради самообмана «перезагрузки». Ведущим сторонником поставок вооружений является сенатор Джон Маккейн; в марте он заявил на слушаниях в Конгрессе: «Мне сложно понять почему, в то время как русские по-прежнему оккупируют территорию, которая явно является грузинской территорией, и продолжают угрожать Грузии, мы даже не готовы предоставить им оружие для самообороны. Это непостижимо».
В одном лишь прошлом году Грузия потратила около 1,5 миллионов долларов на услуги четырех главных лоббистских фирм Вашингтона; ее расходы сильно превышают расходы сравнимых стран. Эти усилия по лоббированию включают в себя агрессивную кампанию в СМИ, где утверждается, что Госдепартамент проводит «фактическое эмбарго», потихоньку блокируя попытки Грузии приобрести вооружения, хотя никаких свидетельств подобного эмбарго не существует.
Один ключевой, но оставшийся без ответа вопрос состоит в том, собирается ли Грузия покупать эти вооружения, или ждет, что США предоставят их в качестве помощи. Когда им задают этот вопрос, представители грузинских властей уходят от ответа, заявляя, что обсуждение еще не продвинулось настолько далеко. Но одно дело позволить Грузии купить вооружения и совершенно другое — использовать деньги американских налогоплательщиков для спонсирования такой покупки. Однако финансовые показатели указывают на то, что самостоятельно Грузия просто не может позволить себе покупку американских вооружений.
Грузия бедна, а американские вооружения стоят дорого. Приблизительный оборонный бюджет Тбилиси на 2011 год составляет около 370 миллионов долларов, из которых треть — 123 миллиона долларов — может быть использована на покупки военной техники. Для сравнения, ОАЭ только что потратили 7 миллиардов долларов на американские средства противовоздушной обороны. Одна-единственная зенитная ракета «Пэтриот» стоит почти 6 миллионов долларов, что означает, что 20 ракет — не говоря уже о пусковых установках, радарах или других жизненно важных компонентах — это все, что Грузия может себе позволить на весь имеющийся годовой бюджет.
Таким образом, если Грузия действительно хочет использовать свои собственные деньги для приобретения вооружений, будет лучше купить это оружие где-нибудь подешевле. Россия застращала многих из бывших поставщиков Грузии, особенно в Восточной Европе и Израиле, заставив их прекратить сотрудничество с Тбилиси. Но другие производители вооружений, такие как Китай, Индия, Бразилия или Турция, несомненно, могут занять их место.
Однако даже если Грузия будет вооружена до зубов, неясно, чем это ей поможет. Российские вооруженные силы настолько сильнее грузинских, что дополнительные вооружения были бы спорным вопросом. Или еще хуже: хотя Грузия постоянно подчеркивает, что стремится приобрести лишь «оборонительные» вооружения, любые оборонительные вооружения облегчают агрессию, улучшая оборону против контратаки. Грузия вовсю вещает об угрозе российского нападения, но на самом деле именно Грузия произвела первые выстрелы, вызвавшие войну 2008 года с Россией, вероятно потому, что ожидала, что Россия просто останется в сторонке.
В докладе, опубликованном ранее в этом году, два исследователя региона, Кори Вельт (Cory Welt) и Сэмюэль Чарап (Samuel Charap), заявляют, что предоставление Грузии оружия увековечит «менталитет Берлинской стены» и постоянного конфликта, и заблокирует тот путь, который Грузии по-настоящему необходимо пройти в отношении своих потерянных территории Абхазии и Южной Осетии. Этот путь, пишут Вельт и Чарап, это медленный, кропотливый процесс «трансформации конфликта, ослабляющий напряженность, объединяющий людей по обе стороны границ конфликта, создающий доверие, выстраивающий торговые связи и нормализующий контакты между властями».
Но деликатность — это не сильная сторона Саакашвили. В то время как американские вооружения могут не изменить ситуацию на местах, они станут ощутимым знаком решительной поддержки со стороны Запада, поддержки, которой Саакашвили столь явственно жаждет. За последние несколько лет Грузия, вероятно, сделала больше за меньшую награду, чем любой другой союзник Соединенных Штатов. Конечно, это не аргумент в пользу того, чтобы бесплатно отправить в Грузию зенитные системы. Просто этот факт делают ситуацию еще более трагичной.
(«The Atlantic Monthly«, США)
18/05/2011