Генерал Дэвид Петреус и ветеран «грязных войн» стояли за подразделениями командос, причастными к издевательствам над заключенными.
Пентагон отправил американского ветерана «грязных войн» в Центральной Америке в Ирак, чтобы тот контролировал шиитские полицейские подразделения командос, создававшие секретные тюрьмы и центры пыток с целью получения информации от повстанцев. Эти подразделения осуществляли самые ужасные пытки за все время американской оккупации и ускорили сползание Ирака в пропасть полномасштабной гражданской войны.
Отставному полковнику и ветерану спецназа Джеймсу Стилу (James Steele) было 58 лет, когда Дональд Рамсфелд (Donald Rumsfeld) отправил его в Ирак, чтобы он помог там в организации военизированных формирований для подавления повстанческого движения суннитов. Эти факты в результате своего журналистского расследования вскрыли Guardian и арабская служба Би-Би-Си.
Когда Пентагон снял запрет на вступление шиитских боевиков в службы безопасности, в спецподразделения полицейских командос все чаще стали брать членов жестоких шиитских боевых группировок, таких как бригады Бадра.
Второй специальный советник, полковник в отставке Джеймс Коффман (James H Coffman) работал вместе со Стилом в тюрьмах, которые были созданы на американские деньги и обошлись США в миллионы долларов.
Коффман подчинялся непосредственно генералу Дэвиду Петреусу, направленному в Ирак в июне 2004 года для создания и обучения новых иракских сил безопасности. Стил, который служил в Ираке с 2003 по 2005 год, а затем вернулся туда в 2006 году, подчинялся напрямую Рамсфелду.
Те обвинения, с которыми впервые выступили американские и иракские свидетели в документальном фильме, снятом совместно Guardian и Би-Би-Си, говорят о причастности американских советников к нарушениям прав человека, допущенным иракскими командос. Также впервые была показана связь с советником этих нарушителей генерала Петреуса, который в ноябре был вынужден уйти в отставку с поста директора ЦРУ после сексуального скандала.
Коффман подчинялся Петреусу, и в интервью американской военной газете Stars and Stripes он назвал себя «глазами и ушами» Петреуса в Ираке.
«Они работали рука об руку, — рассказал генерал Мунтадер аль-Самари (Muntadher al-Samari), служивший вместе со Стилом и Коффманом в течение года, когда создавались подразделения командос . – За те 40-50 раз, что я видел их в тюрьмах, они всегда были вместе. Они знали обо всем, что там происходило … в том числе, о пытках, самых ужасных пытках».
Guardian удалось получить дополнительную информацию о том, как работала система допросов. «В каждой тюрьме была своя комиссия по допросам», — заявил Самари, впервые подробно рассказавший о роли США в создании подразделений по проведению допросов.
«Каждая комиссия состояла из офицера-разведчика и восьми следователей, проводивших допросы. Эта комиссия использовала любые методы пыток, чтобы выбить признания у задержанных. Они пользовались электричеством, подвешивали допрашиваемых вниз головой, вырывали у них ногти, били их по самым болезненным и чувствительным частям тела».
Нет никаких улик, говорящих о том, что Стил и Коффман сами пытали заключенных; но они порой присутствовали в тюрьмах, когда там проводились пытки. И они участвовали в сортировке и отборе тысяч заключенных.
Расследование Guardian и арабской службы Би-Би-Си началось после того, как были опубликованы секретные военные дневники на сайте WikiLeaks, где излагались сотни случаев, когда американские солдаты встречали в спецтюрьмах по всему Ираку многих людей, подвергнутых пыткам. 25-летнему рядовому Брэдли Мэннингу грозит до 20 лет лишения свободы после того, как он признал себя виновным в утечке этих документов.
Самари заявил, что пытки в тюрьмах спецподразделений полиции были обычным явлением. «Я помню 14-летнего мальчика, которого привязали к одной из колонн в библиотеке. Он был связан так, что ноги у него были выше головы. Все тело у него посинело от кровоподтеков, потому что его били кусками кабеля».
Фотограф Жиль Пересс (Gilles Peress) встретился со Стилом, когда выполнял редакционное задание New York Times и посетил один из таких пытошных центров в Самарре. Как раз там и находилась вышеупомянутая библиотека. «Мы сидели в комнате библиотеки, когда брали интервью у Стила. Я посмотрел вокруг и повсюду увидел следы крови», — рассказал он.
Там же был и репортер Питер Маасс (Peter Maass), работавший над этим материалом вместе с Перессом. «Мы брали интервью у саудовского джихадиста, и Джим Стил там также присутствовал. В это время раздались ужасные крики, кто-то кричал: «Аллах, Аллах, Аллах!» Но то были крики боли и ужаса, а не религиозного экстаза».
То, что происходило в Ираке, жутко напоминает хорошо задокументированные нарушения прав человека, которые совершали военизированные отряды в Центральной Америке в 1980-е годы. Эти отряды получали финансовую поддержку и советническую помощь от США. Стил возглавлял американскую группу специальных военных советников, которые обучали противопартизанской борьбе подразделения сил безопасности в Сальвадоре. Петреус побывал в 1986 году в Сальвадоре, когда там работал Стил, и стал активным сторонником и пропагандистом методов противопартизанской борьбы.
Стил не стал отвечать ни на один вопрос Guardian и арабской службы Би-Би-Си о своей работе в Сальвадоре и Ираке. В прошлом он отрицал свою причастность к пыткам и даже публично заявил, что «против нарушений прав человека». Коффман тоже отказался от комментариев.
Официальный представитель Петреуса заявил: «Во время своего пребывания в Ираке генерал Петреус периодически узнавал об обвинениях в адрес иракских сил, якобы пытавших арестованных. В каждом из таких случаев он немедленно передавал эту информацию наверх по команде, американскому послу в Багдаде … и соответствующим иракским руководителям».
Guardian удалось выяснить, что в Ираке узнали о причастности полицейских спецподразделений к пыткам, когда некоторых жертв издевательств показали телевизионной аудитории в программе под названием «Терроризм в руках закона».
Тюрьмы полицейских спецподразделений закупали на деньги американских военных видеокамеры, на которые снимали для этой программы арестованных. Самари вспоминает, что когда это шоу начало вызывать возмущение у иракской публики, он как-то раз приехал домой к командиру подразделений командос генералу Аднану Тхабиту (Adnan Thabit), и как раз в этот момент ему позвонили от Петреуса и потребовали, чтобы жертв пыток прекратили показывать по телевизору.
«Специальный переводчик генерала Петреуса Сади Отман (Sadi Othman) позвонил и передал от своего начальника указание не показывать по телевизору заключенных после пыток, — сказал Самари. – Затем 20 минут спустя нам позвонили из иракского Министерства внутренних дел и сказали то же самое – что генерал Петреус не хочет, чтобы жертв пыток показывали по телевидению».
Отман, который сейчас живет в Нью-Йорке, подтвердил, что он действительно звонил генералу Аднану Тхабиту от имени Петреуса и просил его прекратить показывать подвергнутых пыткам заключенных. «Но генерал Петреус не согласен с пытками, — добавил он. – Разговоры о том, что он за пытки, это полное дерьмо».
Тхабит не согласен с тем, что американцы, с которыми ему приходилось иметь дело, были не в курсе того, чем занимаются командос. «До моего ухода американцы знали все, что я делал; они знали все, что происходило на допросах, и они знали заключенных. От них даже поступали некоторые разведывательные данные о заключенных. Так что они лгут».
Незадолго до отъезда Петреуса и Стила из Ирака в сентябре 2005 года новым министром внутренних дел был назначен Джабр аль-Солах (Jabr al-Solagh). Солах был тесно связан с жестокими боевиками из бригад Бадра, и при нем разговоров о пытках и свирепости командос стало намного больше. Многие считали, что эти полицейские подразделения превратились в эскадроны смерти.
Guardian удалось выяснить, что высокопоставленные иракцы, сотрудничавшие с американцами после ввода войск, предупреждали Петреуса о последствиях назначения Джабра аль-Солах, но их предостережения остались неуслышанными.
Следствием финансирования и вооружения этих военизированных подразделений стало то, что жестокие шиитские милицейские формирования начали терроризировать суннитов, тем самым способствуя разжиганию гражданской войны, унесшей десятки тысяч жизней. На пике этого религиозного конфликта на улицах Ирака ежемесячно погибало по 3000 человек.
Информационное досье
Джеймс Стил
Свой первый военный опыт Джеймс Стил получил во Вьетнаме, где с 1965 по 1975 год американские боевые части и подразделения вели войну против коммунистических властей Северного Вьетнама и Вьетконга. На той войне погибло 58000 американцев, и она нанесла мощный удар по чувству собственного достоинства и репутации страны, вызвав изменения в военной мысли в ходе дальнейших конфликтов.
Сальвадор
Произошедший в 1979 году в этой самой маленькой центральноамериканской стране военный переворот столкнул ее в пучину гражданской войны. Американцы встали на сторону правого правительства Сальвадора и начали обучать и финансировать его армию. С 1984 по 1986 год «специалист по противопартизанской борьбе» Стил возглавлял американскую группу военных советников, которые обучали боевые батальоны сил специального назначения. Эти батальоны обрели ужасную международную репутацию, так как в их составе действовали эскадроны смерти. Эксперт по гражданской войне в Сальвадоре профессор Терри Карл (Terry Karl), работающий в Стэнфордском университете, рассказал, что главная цель Стила заключалась в переносе усилий с так называемой тотальной войны, в ходе которой военные без разбора тысячами убивали мирных жителей, на более «избирательную» тактику. Одна из его задач состояла в активизации агентурной разведки и в проведении допросов.
Никарагуа
Стил оказался замешанным в деле Иран-контрас, когда доходы от тайных поставок оружия в Иран, организованных высокопоставленными американскими руководителями, шли на финансирование никарагуанских повстанцев-контрас правого толка. Эти повстанцы вели борьбу с левым правительством сандинистов во главе с Даниэлем Ортегой. Стил руководил операциями в сальвадорском аэропорту Илопанго, откуда подполковник Оливер Норт (Oliver North) тайно переправлял оружие и припасы боевикам контрас.
Ирак
Вскоре после вторжения американских войск в Ирак уже отставной полковник Джеймс Стил появился в Багдаде как один из самых важных агентов Белого дома. Он отправлял доклады напрямую Дональду Рамсфелду и действовал в качестве специального представителя министра обороны США в специальных подразделениях командос иракской полиции, контролируя их работу по сбору информации. Людей в эти подразделения набирали в основном из жестоких милицейских формирований шиитов, и командос обрели репутацию организаторов ужасных пыток, а позднее и эскадронов смерти, которые действовали против суннитов.
Источник: («The Guardian«, Великобритания)
07.03.13.