Известные политологи и общественные деятели 6 марта на круглом столе в ИА «Росбалт» обсудили итоги прошедшего года президентства Владимира Путина и высказали идеи, каким станет политическое будущее главы государства и с какими проблемами он столкнется, а также как будет развиваться оппозиционное движение.

Главный редактор «Русского журнала», руководитель Центра медиаисследований УНИК Александр Морозов заявил, что в отношении Путина сохраняется неопределенность. По мнению эксперта, президент своими нынешними действиями (ложная борьба с коррупцией, подавление оппозиции и проведение непопулярных реформ) «совершает политическое самоубийство». Более того, Путин столкнулся с кадровой проблемой, когда «круг питерских друзей» себя исчерпал, а новых назначенцев найти сложно.

Ведущий телеканала «Дождь» Михаил Фишман согласен с позицией Морозова. Журналист уверен, что Путин вернулся к власти, чтобы «тихо сидеть», но события последнего года столкнули его с необходимостью действовать: «Повестка дня сломана, и теперь мы видим реакцию к подавлению». Однако, как считает Фишман, репрессивные меры можно считать «не нападением, а отступлением».

Журналист полагает, что Путин лишился уверенности в своем окружении, «элите», и теперь пытается «привязать ее к земле». При этом происходит разрыв с существующей повесткой дня, президент все слабее реагирует на запросы общества. «Ситуация для Путина патовая, весь вопрос лишь в том, как скоро она разрешится», — резюмировал Фишман.

Аналогичного мнения придерживается и президент Института стратегических оценок Александр Коновалов. Он уверен, что в настоящее время вокруг Путина разворачивается борьба «элит», и поэтому многие его политические действия носят вынужденный характер. По мнению Коновалова, за спиной Путина уже «вырисовывается» претендент на президентский пост — вице-премьер Дмитрий Рогозин, но «не факт, что его выберут».

В любом случае это решение не будет принадлежать Путину, заключил эксперт. Генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков уверен, что все последние события сформировали новый субъект политики — активное гражданское общество, которое отныне диктует власти повестку дня. Кремлю же остается лишь реагировать, причем неадекватно, пояснил он.

Коновалов полагает, что уже к 2016 году Россия столкнется с необходимостью выбора: инертный путь развития либо стремление оказаться наконец в списке стран с развитой демократией. По всем признакам, заявил эксперт, будет выбран первый путь, и страну ждут серьезные социальные и политические потрясения.

Между тем часть оппозиции уже пережила период эмоционального подъема и начала рассуждать рационально, сказал Хомяков. По его словам, верным шагом Координационного совета станет сотрудничество с регионами, создание там своих КС и участие в местных выборах.

Нарастание социального протеста должно лишь укрепить оппозицию, согласились эксперты. Как пояснил Фишман, Путин все это время старался не подпускать представителей элиты к протестующим. Однако со временем у него это будет получаться все хуже, таким образом, у протеста появится мощная поддержка, заключил журналист.

Между тем эксперты Ассоциации молодых политологов подготовили аналитический доклад, посвященный риторике Путина в разные годы правления. Выяснилось, что постепенно президент отошел от упоминания либеральных ценностей, а слово «свобода» к 2012 году и вовсе перестало встречаться в его выступлениях. Теперь Путин говорит «на языке бюрократа», такие слова, как «власть», «государство», встречаются в его речах наиболее часто. Кроме того, президент стал чаще обращаться к той самой «элите», призывая ее к действию («коллеги», «нужно», «должны»).

Наконец, эксперты обнаружили в выступлениях Путина тенденцию к все большей размытости понятий и повышенной эмоциональности. Если в 2000 году президент любил употреблять слова «государство», «демократия», «граждане», «Кремль», то в 2012 году его любимыми словами стали «граждане», «жизнь», «вера», «сила».

Источник: kasparov.ru

08.03.13.