Грузия, страна размером с Австрию, которая стратегически расположена в турбулентном регионе Южного Кавказа между Россией, Турцией, Черным морем, Арменией и Азербайджаном, подверглась нашествию России в августе 2008 года. Военная операция России была наказанием за попытку Грузии, подавить восстание (поощряемое Москвой) в сепаратистском регионе Грузии — Южной Осетии. Россия по-прежнему занимает 20 процентов территории Грузии, включая регион Абхазии, который непосредственно примыкает к зимнему курорту в Красной Поляне, где горнолыжники будут соревноваться на Сочинской олимпиаде в следующем году, ничего не ведая о военной агрессии, осуществленной по ту сторону близлежащего горного хребта. Москва рассматривает драматические демократические и рыночные реформы экономики Грузии, наряду с ее стремлением вступить в НАТО под руководством прозападного президента Михаила Саакашвили, как угрозу своей гегемонии в регионе.
Несмотря на краткосрочную войну и продолжающуюся оккупацию, Грузия продолжает процветать как демократия, по крайней мере, до 8 февраля, когда агрессивные протестующие попытались помешать демократически избранному президенту страны выступить с ежегодным обращением к нации и требовали, чтобы он ушел в отставку Неуправляемая толпа избила сторонников президента Саакашвили, окровавив лицо Чиоры Тактакишвили, пресс-секретаря президента во время избирательной кампании. Эпицентром противостояния стал отказ правящей коалиции Грузии, которая контролирует правительство и законодательную власть, но не президентскую ветвь власти, позволить президенту Саакашвили, выступить с ежегодным обращением к грузинскому народу в парламенте, если он не откажется от своего конституционного права на роспуск парламента и правительства. Саакашвили отверг эту попытку политического шантажа, и решил обратиться к народу не с парламентской трибуны, а из грузинской национальной библиотеки, на прилегающей территории которой и развернулись акты насилия.
Это действие состоялось на фоне политической напряженности, которая назревала с октября прошлого года, когда широкая коалиция, известная как Грузинская Мечта, возглавляемая миллиардером Бидзиной Иванишвили, впервые пришедшим в политику, поразила многих наблюдателей, победив возглавляемое Саакашвили Единое Национальное Движение. Ранее парламентские выборы имели для Грузии второстепенное значение потому, что полномочия формирования и руководства Правительством были в руках президента. Но в 2012 году президент Грузии Михаил Саакашвили провел через парламент поправки к Конституции, обеспечивающие передачу основных политических властных полномочий от президента к премьер-министру. Многие из сторонников г-на Иванишвили возмущались, опасаясь, что Саакашвили готовит себе мягкую посадку у руля грузинской политики, когда его президентский срок истечет в конце 2013 года. С другой стороны, многие сторонники г-на Саакашвили обеспокоены тем, что г-н Иванишвили планирует переориентировать Грузию на Россию, (где он заработал состояние, равное половине ВВП Грузии), и остановить марш Грузии в евро-атлантическое сообщество, где Саакашвили считается чемпионом, в то время как Москва его ненавидит.
Г-н Иванишвили и его Грузинская Мечта убедительно выиграли парламентские выборы в октябре 2012г. Президент Грузии Михаил Саакашвили, к удивлению его критиков, сразу признал этот результат. (За прошедшие месяцы) Саакашвили не стал осуществлять свои полномочия по роспуску правительства и парламента, а вместо этого призвал к «кохабитации» между своей партией и коалицией премьер-министра Иванишвили. Многие из нас, из среды международного сообщества, приветствовали этот результат (выборов): казалось, что грузинский народ и его политические лидеры, смогли расчистить путь для первой демократической передачи власти в Грузии.
Но, эти демократические достижения сейчас находятся под угрозой. После отклонения предложения Саакашвили о политическом сотрудничестве, премьер-министр Иванишвили и его союзники-законодатели начали эскалацию напряженности путем блокирования права президента обратиться к народу, если Саакашвили не откажется от ряда своих основных конституционных полномочий. Это конституционное перетягивание каната завершилось 8 февраля нападением (толпы) на сторонников Саакашвили.
В ноябре 2003 года насилие было предано анафеме всеми, кто участвовал в Революции роз, которая смела пост-коммунистический режим президента Эдуарда Шеварднадзе после двух недель мирных протестов против мошеннических парламентских выборов. Как сотрудник Национального Совета Безопасности, ответственный за американо — грузинские отношения, я был свидетелем, как Саакашвили, и многие из его тогдашних союзников, которые сейчас выступают против него, старались избежать насилия, несмотря на ярость из-за украденных выборов, и с другой стороны, как тогдашний президент Шеварднадзе, сдерживал подконтрольные ему силы безопасности. Эта приверженность ненасилию явилась человеческим триумфом Революции роз и дала надежду, так как установила прецедент для мирной передачи политической власти, направленной на защиту демократии на пост-советском пространстве. Уличное насилие в Тбилиси 8 февраля предало эти универсальные ценности.
Возможно, еще более тревожный знак, чем произошедшее насилие — требование парламентского большинства правящей коалиции, чтобы президент Грузии сдал ключевые конституционные полномочия, в обмен на его демократическое право и обязанность — обратиться к грузинской нации (с парламентской трибуны). Демократия отсутствует, если право на свободу слова рассматриваются как товар, который можно обменять на что-нибудь, особенно, когда подобная торговля ослабляет систему сдержек и противовесов молодой демократии.
Для американцев мысль, что обращение нашего президента к нации может быть заблокировано Конгрессом — непостижима. И нет никаких причин, почему грузинский народ не должен пользоваться теми же демократическими возможностями. Будем надеяться, что шок от этого последнего уличного насилия, которое осудил премьер-министр Иванишвили, будет напоминанием грузинским избирателям, чтобы вернуть демократию в нужное русло, путем избрания в октябре этого года президента, который будет стремится к цивилизованным и демократическим ценностям, являющимися наследием революции роз. Европа и Соединенные Штаты могут поддержать тех высших должностных лиц из коалиции г-на Иванишвили, для которых очевидно, что настоящая Грузинская Мечта заключается не в унижении избранного президента собственной страны, а полной интеграции в евро-атлантическое сообщество демократических государств.
Мэтью Брайза — старший научный сотрудник Евразийского Центра Патричи, бывший посол США в Азербайджане, и нынешний директор Международного центра оборонных исследований в Таллинне, Эстония.
Источник: kavkasia.net
18.03.13.