Леонид Сторч о комментарии Кадырова и трусоватости отечественных СМИ и «общественности»
17 марта, славный город Грозный вновь поразил страну размахом своего гостеприимства и миролюбия, и вновь сделал этого в футбольном контексте. Заканчивался матч между местным «Тереком» и казанским «Рубином». Судья Михаил Вилков удалил игрока чеченской команды. Болельщики встретили решение судьи негодованием — так обычно и бывает. Но тут случилось такое, чего в цивилизованных странах не бывает никогда.
На весь стадион, названный именем его великого папы, изо всех динамиков раздался голос Главного Начальника Республики Чечня Рамзана Кадырова. Захлебываясь от волнения, он прокричал: «Судья продажная…» И еще нечто вроде (разобрать было сложно) «козел ты». Стадион взорвался ликованием. Еще бы! Болельщики «Терека» гордятся, что у них такой крутой пахан. Так сделал этого нижегородского Вилкова!
Судя по информации в Википедии, образование Рамзана ограничивается средней школой: в 90-е учиться было некогда — он воевал против российской армии. Но все равно странно, что, столько лет прокорешив и прообщавшись с кремлевское братией, он все еще думает, что слово «судья» — женского рода. Впрочем, может Рамзан просто нервничал, переживал, что слова его наведут недостаточно страха на зарвавшегося арбитра.
Так, наверное, и было. Ведь сразу после матча Начальник Чечни бросился к компьютеру и оставил в Instagram’e угрожающее сообщение о том, что он этого так и не оставит, и судье еще покажет, да так, что тому мало не покажется.
Вот как лихо, по-джигитски, ведет себя лучший кавказский друг президента Путина.
Но самое гадкое не это.
Как возмущались газеты, когда какой-то отморозок швырнул банан в темнокожего Роберта Карлоса! Но сейчас — никакого возмущения. Кто-то отшучивается: мол, погорячился человек. Кто-то говорит, что вообще ничего не слышал. Инспектор матча Эрзиманов перепугался настолько, что отказался комментировать этот беспредел. Другие футбольные чиновники пожимают плечами, говорят, что им нужны материалы, доказательства, что будут разбираться.
Сколько граждан было оскорблено и морально раздавлено, когда участницы Pussy Riot провели панк-молебен! Но хамский шабаш на главном стадионе республиканского центра не возмутил ни одного человека — а ведь матч транслировался на всю страну! Ничьих чувств не оскорбил Рамзан Ахметович: ни футбольной общественности, ни даже российского судейского корпуса, так гордящегося своей принципиальностью.
«Рыцари свистка» не усмотрели в этом действии ни хулиганства по мотивам ненависти к социальной группе, т.е., футбольным арбитрам (ст. 213 УК, по которой посадили участниц Pussy Riot), ни клеветы (утверждение о продажности). Все как-то удивительно быстро вошли в положение, все поняли и все простили. А как могло быть иначе? Ведь Рамзан разбушевался в Прощеное Воскресение, а русский человек, как известно, отличается особой богобоязненностью (а также и рамзабоязненностью, и властебоязненностью).
Потом на заседании Контрольно-Дисциплинарной Комиссии футбольные чиновники будут ерзать в креслах и упирать на объективность: да, нестандартно повел себя товарищ Кадыров, но ведь он не есть официальный представитель «Терека», значит, его надо рассматривать как рядового болельщика. А про таких в Правилах сказано, что максимальное наказание команде хозяев за недостойное поведение своих болельщиков – проведение пяти матчей без зрителей (на своем поле, конечно).
«Терек» принадлежит правительству Республики Чечня, Кадыров — руководитель этого правительств, который щедро финансирует команду, как из государственного, так и своего кармана. И он не имеет официального отношения к «Тереку»? Ну, тогда, и Абрамович с «Челси» не связан.
Рамзана ни штраф, ни матчи «Терека» без зрителей не напугают. Он как рядовой болельщик поедет на игры своей команды в другой город и там опять покажет, на что способен.
Эти санкции — все равно, что грозить пальчиком людоеду. В 2011 г. на поле «Терека» был избит футболист гостей Спартак Гогниев («Краснодар»). Чеченское руководство и игроки переломали ему ребра и нос. В результате Гогниева заставили принести извинения, а «Терек» заплатил какой-то смехотворный штраф.
Что-то мне подсказывает, что мы скоро мы вновь услышим извинения, на этот раз — от судейского корпуса. При этом не исключено, что арбитра Вилкова на поле — и вообще на людях — мы не увидим еще очень долго. Кто же захочет найти свою голову в тумбочке?
Возможно, также выяснится, что голос в динамиках принадлежал вообще не Кадырову, а какому-нибудь уборщику помещения, случайно забредшему в дикторскую рубку. Возможно, нам также скажут, что и самоизобличительное сообщение в интернете было оставлено хакерами.
Но как бы то ни было, следующий раз Рамзан уже не станет ограничиваться динамиками, а просто выскочит на белом скакуне, на поле, да и перережет горло арбитру (или за него этого сделает верный кунак). А, может, и футболисту, посмевшему забить гол его любимой команде. А может, и своим игрокам, позволившим себе пропустить себе этот гол. Почему бы и нет? Безнаказанность — хуже героина. А сто процентов голосов, обеспечиваемые Путину в Чечне, дают Рамзану лицензию «на все».
Вы думаете, я преувеличиваю безумие Кадырова или преданность жителей Грозного своей команде? Отнюдь. Прямо вчера, после описываемого матча в московских омоновцев, приехавших обеспечивать порядок на стадионе, полетели боевые гранаты. Трое силовиков были ранены.
Так что тут нужны не штрафы. Гостеприимный стадион, где свершаются эти бесчинства, следует дисквалифицировать на один год. Кадырову — запретить посещать любые футбольные матчи несколько лет. А если он и его джигиты не угомонятся, то — снять «Терек» с чемпионата России.
Но ничего этого, конечно, не будет, пока не сменится нынешний режим. А сейчас он настойчиво тащит страну в ту эпоху, когда помещик мог приказать выпороть крепостных актеров за плохую игру, а городовой — прилюдно надавать по мордам нерасторопному простолюдину. И жертвы еще извинялись. Как Гогниев. А прохожие не давали комментариев. Как инспектор матча «Терек»-«Рубин» Эрзиманов. А народ хмыкал, чесал в затылке и торопился домой. Как мы сейчас.
Предыдущие публикации на тему:
Новая глава в чеченском деле Гогниева, старые проблемы с Кавказом (6 сентября 2012г.)
Дело Гогниева как зеркало чеченского вопроса (10 ноября 2011 г.)
19.03.13.