Главная » Все Новости » События » Это Кромвель навел шороху в Беларуси

Это Кромвель навел шороху в Беларуси

Эти шведские ребята из рекламного агентства Studio Total прошлым летом уничтожили миф о союзной системе ПВО, с легкостью пересекли белорусскую границу и пролетели 150 километров над Белоруссией, никем не замеченные. Затем они сбросили с самолета несколько сотен плюшевых мишек с вложенными в их лапки записками: «Требуем свободы слова».

Когда-то эти же люди спасли Национальный театр Швеции. Главный театр страны почему-то финансировался, как культура в СССР, — по остаточному принципу. Но в этом театре работали все шведские звезды. И смельчаки-рекламщики устроили мистификацию: объявили о создании Культурной партии Швеции, показали портреты партийных боссов — ведущих шведских актеров, объявили об участии партии в ближайших выборах. Уже через несколько дней опросы показали, что 20% шведов готовы голосовать за Культурную партию, а политические лидеры и фавориты будущей избирательной кампании начали переговоры с актерами о поддержке театра. Затем авторы идеи признались в мистификации, и Национальный театр Швеции был спасен.

…А в июле прошлого года спаситель шведского театра и руководитель Studio Total Пер Кромвель стоял в четыре утра с камерой где-то в районе белорусского Иванца и с удовольствием снимал полет плюшевых мишек, которых сбрасывали с маленького самолета его коллеги — Томас Мазетти и Ханна-Лина Фрей. После того «плюшевого десанта», который неделю отрицали белорусские власти, было возбуждено уголовное дело и повестки всем троим с требованием явиться на допрос в качестве подозреваемых до сих пор болтаются где-то на сайте белорусского КГБ. Сегодня на вопросы «Новой газеты» отвечает автор «плюшевого десанта» и руководитель Studio Total Пер КРОМВЕЛЬ.

— На сайте Studio Total после «плюшевого десанта» было написано, что в интернете поиск выдает более миллиона ссылок на словосочетание «Ким Кардашьян», а на слово «Беларусь» — всего несколько сотен ссылок, и вы решили изменить ситуацию. Это действительно было причиной, по которой вы решили проводить акцию с плюшевыми мишками?

— Настоящих причин было несколько. То, что вы прочитали на сайте, — было всего лишь одним из примеров того, как мало внимания Запад уделяет ситуации в Беларуси. О знаменитостях говорят много и с удовольствием, а о действительно тяжелой ситуации в Беларуси — недостаточно.

— А после акции вы проверяли, насколько больше стали говорить о Беларуси?

— В интернете появились тысячи новых сообщений — не только о «плюшевом десанте», но и о самой ситуации в республике.

— В мире много стран со сложной ситуацией — и в Латинской Америке, и в Африке, и в Азии. Почему именно Беларусь, ведь она даже не является соседом Швеции?

— Я называю Беларусь «почти соседом». Из Копенгагена в Минск лететь почти столько же, сколько в Стокгольм. Моя коллега Ханна несколько лет назад была в этой стране. Кроме того, у нас есть общее историческое и культурное наследие. Вы правы, в мире очень много горячих точек, которые тоже заслуживают внимания, но эта была для нас ближе всего. И хотя не так много внимания в прессе уделяется Беларуси, мы не могли не заметить того, что произошло там после выборов 2010 года. Мы видели, что ситуация становится все хуже и хуже. И решили: мы должны что-нибудь сделать, чтобы помочь.

— Сейчас, по прошествии девяти месяцев, вы по-прежнему считаете, что акция была успешной и смогла помочь Беларуси?

— Надо понимать, что борьба за свободу Беларуси — это марафон. А мы пока совершили только спринтерский забег. Нужно сделать еще очень много, но я думаю, что наша акция действительно помогла привлечь к белорусским проблемам больше внимания. К примеру, недавно в Швеции в популярном телешоу «Кто хочет стать миллионером» был задан вопрос: «Что сбросили со шведского самолета на территории Беларуси?» Игрок не был уверен и обратился за помощью к аудитории. 95% знали, что с самолета были сброшены плюшевые мишки, и сделано это было в поддержку демократии и свободы слова. Должен сказать, что до нашей акции не так много людей в Швеции знали, насколько плоха ситуация в Беларуси.

— Кстати, а вы все это организовали за собственные деньги?

— Конечно!

— И каков был бюджет акции?

— Где-то около ста тысяч евро. Самолет стоил 25 тысяч евро, примерно столько же — лицензия пилота. Остальные расходы — закупка медвежат и всего, что с этим связано. При этом мы не включали в стоимость расходов наше время, затраченное на подготовку акции. А времени было потрачено немало, нужно было многое предусмотреть.

— Вы, Пер, во время акции находились в Беларуси. Вы вообще представляли себе, какому риску подвергаетесь? Вас же могли арестовать.

— Риск был, но оправданный. Тем более что я знал, как рискуют люди, которые борются за свободную Беларусь. А сам я провел в стране менее 24 часов. Я приехал в четыре часа дня, а улетел в девять утра следующего дня. Так что я не чувствовал, что риск действительно велик. (Хотя он мог быть и больше, поскольку я едва не опоздал на свой самолет.) К тому же мы очень тщательно готовились, я быстро заснял все, что происходило, и у белорусских спецслужб не было времени меня обнаружить.

— Вы говорили, что не знали об инциденте с воздушным шаром до вашего полета. А если бы знали, осмелились бы на такую акцию?

— Думаю, что мы все равно совершили бы эту акцию. Мы прилетели в Беларусь ранним утром после государственного праздника и рассчитывали на то, что военно-воздушное командование вряд ли сможет функционировать, а генералы будут отходить после вчерашнего. И едва ли обратят внимание на то, что там летит в четыре часа утра. То есть мы старались принять как можно больше мер предосторожности.

— Акция с мишками была действительно очень громкой. В Беларуси все ее обсуждали, многие стали покупать плюшевых мишек как символ. Планируете ли вы новые акции — в рамках того марафона, о котором говорили?

— Я пока не могу говорить о наших планах. Если честно, у нас и ресурсов на это сейчас нет.

— На ваш взгляд, в какой стране быстрее произойдут демократические перемены — в Беларуси или в России?

— Я думаю, что Беларусь сегодня очень уязвима и находится ближе к краю пропасти, чем Россия. Так что мне кажется, демократическую Беларусь мир увидит скорее, чем демократическую Россию.

Михаил Медоносов

P.S. В среду шведская прокуратура начала досудебное расследование дела о «плюшевом десанте».

Источник: www.novayagazeta.ru

23.03.13.