Редко встречается человек, который получает удовольствие от наркотика, но не становится зависимым от него. Между тем подавляющее большинство окунувшись в омут удовольствия не чувствует, как становится сначала частично, а затем полностью зависимым от наркотика, что в большинстве случаев ведет к его моральному или физическому уничтожению. Реабилитация возможна, но чрезвычайно трудна.
Все начинается с малых доз, «большой друг» понемногу, играючи приучает «смелого юношу» принимать наркотическое вещество, и помогает до конца ощутить удовольствие. Он внимательный, теплый и дружественный. Наркотик сначала бесплатный, а потом по льготной цене. Когда наркозависимость входит в силу, «старший друг» становится жестче, а цена наркотика возрастает. Если подросток не очнется вовремя, и не решит «завязать», в конечном итоге дрожащий от «ломки» падает на колени и за небольшую дозу становится покорным рабом «старшего друга».
Сегодня Россия походит на «старшего друга», русский рынок на «русский «Экстази», а Грузия на одурманенного молодого человека с поднятыми вверх руками, танцующего под русские ритмы. Наркотик идет мелкими дозами, бутылочное вино, минеральные воды, позже доза может увеличиться, и к списку добавятся коньячный спирт и другого вида алкогольные напитки. Когда грузинские фрукты, овощи и другие продукты сельского хозяйства найдут место на российских прилавках, вовсе не исключено, что «старший друг» потребует от Грузии соответствующую дань за повторение уже испытанного удовольствия.
Зависимость грузинского государства от российской экономики сегодня даже не рассматривается как проблема, однако, в случае бездействия грузинской власти в этом направлении, именно это может стать завтра главной проблемой. Россия всегда пользовалась собственной экономикой и энергетикой как политическим оружием, и Грузия не раз в прошлом сполна вкусила это. С другой стороны, традиционно, грузинские бизнесмены тоже эффективно использовали российскую экономику для собственного благоденствия, однако зависимость от российского рынка всегда несла отрицательные результаты для страны с политической точки зрения.
Сегодня, когда грузино-российские рыночные отношения заново формируются, главной задачей власти должно быть, чтобы грузинская экономика получила максимальную пользу от российского рынка, но не стала зависимой от него, как наркоман от наркотика, и Кремль не смог воздействовать на Грузию шантажируя вновь закрыть рынок.
Станет или нет российский рынок для Грузии «Экстази», в большой доле будет зависеть именно от предусмотрительности власти, и от ее последующей политики. Грузинское государство только тогда будет заложником российской экономики, если Россия станет доминантным покупателем грузинской экспортной продукции. Например, если Москва купит 80% грузинского вина, она сможет политически шантажировать Грузию закрытием рынка. Однако если в России будет продаваться всего лишь 20% грузинского вина, тогда такого оружия в руках Кремля не будет.
Выход как всегда в умеренности, и правильном распределении функций. Бизнесмен должен заботиться лишь о том, чтобы продать как можно больше продукции как можно более выгодно, несмотря на то, кто будет покупателем. А правительство обязано заботится о том, чтобы в результате этих продаж в руках одного конкретного государства не оказался такой экономический рычаг, который можно использовать как политическое оружие. Поэтому параллельно защите грузинской продукции на российском рынке, власти Грузии напрямую должны содействовать диверсификации рынков грузинской экспортной продукции, и вхождению на альтернативные рынки, с тем, чтобы Россия не стала монополистом в закупке грузинской продукции.
Государство не должно жалеть сил, в том числе финансовых, чтобы продолжить постоянное улучшение качества и стандартов для того, чтобы грузинская продукция активней вошла на рынок Евросоюза, который количественно минимум трижды, а покупательной способностью в десять раз превышает российский рынок. Переговоры о глубокой и всеобъемлющей торговле с Евросоюзом завершатся если не в конце текущего года, то хотя бы в будущем году, поэтому на данном же этапе государство должно заботиться о развитии грузинского агро-бизнеса в направлении экологически чистой, органической продукции, и об ориентации на европейский рынок. Следует предпринять действенные шаги с тем, чтобы грузинская продукция попала также на рынки Соединенных Штатов Америки и Канады.
И наконец, в 2006 году, когда Кремль установил эмбарго на грузинское вино, это катастрофически повлияло на производство грузинского вина, однако в условиях эмбарго качество грузинского вина резко улучшилось, и альтернативные рынки расширились. Чрезвычайно важно, чтобы в ближайшем будущем отмена российского эмбарго не вызвала обратный процесс, и эйфория российского рынка не стала причиной того, чтобы власти Грузии и производители экспортной продукции потеряли желание выходить на новые рынки, которые трудно завоевать.
*Экстази: Жаргонное название MDMA, психоактивного вещества.
Источник: kavkasia.net
25.03.13.