Спустя почти 25 лет после того, как потерпевшие поражение советские войска покинули Афганистан, Россия может вернуться в страну, чтобы обслуживать российскую технику, играющую ключевую роль для афганской армии.
Почти четверть столетия назад советские вооруженные силы потерпели поражение в Афганской войне и оставили Афганистан. Однако, как подтвердил представитель российского министерства обороны, теперь Россия может вернуться в эту страну. После того, как НАТО в следующем году свернет в ней свою деятельность, и Россия будет создавать там «ремонтные базы» для техники советского производства.
«Важно поддерживать вооружение и военную технику афганских вооруженных сил в работоспособном состоянии», — заявил журналистам на прошлой неделе начальник Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны России Сергей Кошелев.
Москву крайне тревожит, что «любая эскалация обстановки в Афганистане после предстоящего в 2014 году ухода войск НАТО может иметь негативные последствия — как для России, так и для других европейских стран», — добавил он.
Российские эксперты утверждают, что это не попытка преодолеть местную версию «Вьетнамского синдрома» – болезненной народной памяти о десятилетней войне, которая, возможно, погубила Советский Союз. Напротив, по их словам, новые обязательства будут сугубо коммерческими, будут оговариваться с НАТО до того, как она выведет из страны большую часть своих войск, и абсолютно точно не будут подразумевать никакой активной боевой роли.
Читайте также: Россия возвращается в Афганистан?
«Кто-то должен помочь афганскому народу построить мирную жизнь. Они уже очень давно не знают ничего, кроме оружия и войны», — говорит заместитель председателя свердловской региональной организации инвалидов войны в Афганистане Олег Тихонов.
«Однако Россия не должна повторять прошлых ошибок. В Афганистане не может больше быть никаких российских солдат. После того, что было, будет невозможно объяснить, почему там умирают российские ребята. Такие вещи нельзя делать без согласия людей», — отметил он.
Двойственные цели
Аналитики говорят, что, во-первых, существует объективная необходимость обслуживать и чинить поколения советской и российской военной техники, составляющие основу арсенала афганских сил безопасности. В последнее десятилетие США вместо того, чтобы вооружать солдат афганского правительства современным западным оружием, тратили сотни миллионов долларов на покупку для них российских вооружений – в частности вертолетов – у государственной экспортной компании Рособоронэкспорт.
Во-вторых, Россия хочет создать форпосты в Афганистане, потому что ее тревожит перспектива новых вылазок воинствующих исламистов в Таджикистан и Афганистан. В бурные девяностые годы такие набеги сеяли хаос в этих постсоветских республиках. При НАТО в Афганистане также резко возросло производство наркотиков, изрядная часть которых течет по криминальным каналам через бывшие советские республики Средней Азии и Россию, подпитывая чиновничью коррупцию и усиливая мощь мафии в регионе. По словам многих россиян, они опасаются, что уход НАТО может оставить их один на один с этими проблемами.
Также по теме: Погибшие в Афганистане
В последние два года Москва стала активнее помогать НАТО, столкнувшейся с проблемами операции в Афганистане. Она даже предоставила альянсу право использовать как важный перевалочный пункт авиабазу в центральной России. Российское руководство неоднократно призывало НАТО не покидать Афганистан в 2014 году и оставаться в нем, пока «работа не будет закончена».
Тем не менее, большинство российских экспертов утверждает, что Москва уже смирилась с тем, что США в 2014 году уйдут и предоставят регион его собственной судьбе, как они уже делали после прошлых войн – от Вьетнамской до Иракской.
«Посмотрите на Ирак. США потеряли к нему интерес, и теперь никого не волнует, что его может поглотить гражданская война», — говорит Вадим Козюлин, научный сотрудник «ПИР-Центра» — ведущей московской исследовательской организации в области безопасности.
«Тот же процесс может пойти и в Афганистане, причем он, возможно, будет развиваться еще быстрее. Операция США в Афганистане вскоре закончится. России пора принять новые меры, и это означает, что мы должны взять часть ответственности на себя. Мы уже играем в Центральной Азии роль политического и военного лидера… Хотя [президент Владимир] Путин раньше говорил, что мы не будем посылать в Афганистан своих специалистов, теперь российские военные говорят, что мы можем создать на афганской территории предприятия по обслуживанию военной техники. Ситуация меняется», — объясняет он.
Читайте также: Что стоит за желанием Путина сохранить войска НАТО в Афганистане
Военная техника как плацдарм в регионе
США уже приобрели для афганской армии около 70 российских вертолетов Ми-17, примерно за 17 миллионов долларов каждый, и хотят купить еще 30. В самой Америке эта сделка вызывает большие споры.
«НАТО покупает российское оружие для афганских сил частично потому, что афганцы с ним хорошо знакомы, а частично, вероятно, потому, что альянс не хочет поставлять современное западное оружие, чтобы оно в итоге не попало в руки талибов», — говорит редактор ведущего московского внешнеполитического журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов.
«Россия пытается расширить свое экономическое присутствие, и это преимущество в области военной техники – едва ли не единственное, что играет нам на руку. Можно гарантировать, что лоббисты российского ВПК будут делать все, чтобы его усилить», — считает он.
Одно из важнейших направлений политики г-на Путина – это объединение бывших советских земель в новый евразийский союз, который должен быть основан на экономическом взаимодействии, а не на политическом господстве. В связи с поворотом России на восток граничащие с Афганистаном богатые ресурсами, но политически нестабильные бывшие советские республики Средней Азии приобретают для Москвы новое значение.
Также по теме: Афганистан — 10 лет войны впустую?
По мнению некоторых экспертов, для того, чтобы Россия могла достигать в регионе своих целей, исключительно важна стабильность в Афганистане, с которым СССР большую часть своей истории поддерживал хорошие отношения.
«Россия возвращается в Афганистан. Собственно говоря, по некоторым сведениям, Россия уже это делает, не дожидаясь, пока американцы уйдут», — утверждает Анатолий Цыганок, аналитик независимого Центра военного прогнозирования и член общественного совета при российском министерстве обороны.
«Я думаю, нам пора в это вкладываться уже сейчас. Афганское правительство сделало много предложений, в том числе об участии в геологических изысканиях, добыче нефти, развитии водных ресурсов. Есть предложение построить метро в Кабуле, и в Москве его рассматривают…. Следует учесть, что китайцы уже проявляют большую активность. Они строят дороги на контролируемой “Талибаном” территории и используют талибов для охраны. Нам нужно смотреть вперед и быть практичными», — считает он.
Генерал Махмут Гареев, президент российской Академии военных наук и бывший советник просоветского афганского режима Мохаммада Наджибуллы, убежден, что если речь идет о возвращении в Афганистан в любой форме, России следует вести себя крайне осторожно.
«Афганистану причинили огромный ущерб, и в этом участвовали многие страны», — говорит он.
«Но Афганистан необходимо восстанавливать. Несколько поколений там видели только войну, оружие и смерть. У нас есть своя история отношений с этой страной — и не только негативная. СССР сотрудничал с Афганистаном еще в те времена, когда им правил король. Здесь можно работать творчески. Никто раньше не пытался этого делать. Нам следует быть осторожными, но мы должны попробовать», — полагает генерал.