Президент Афганистана играет в антиамериканизм – спасет ли это его?
Из-за окон президентского дворца в Кабуле хорошо виден пост дорожной полиции на площади Ариана. Именно на этом месте талибы, захватившие афганскую столицу в 1996 году, повесили президента Наджибуллу и его брата. В последнее время нынешний президент Афганистана Хамид Карзай, проезжая мимо этого места или глядя на него из окон своего дворца, все чаще задумывается о своей судьбе, своем будущем. Параллели с Наджибуллой становятся всё более явственными, и в отличие от геометрических, они могут пересечься самым драматическим образом.
Хамид Карзай | ||
фото: РИА Новости |
Когда Москва решила, наконец, убраться из афганского ада, её последний ставленник Наджибулла стал быстро-быстро перековываться в неистового националиста. Новообретенный национализм не спас Наджибуллу от страшной и позорной казни на площади Ариана. (Когда-то там меня задержала транспортная полиция, но я отделался лишь штрафом.)
Сейчас в глазах Карзая непрестанно мелькают «кровавые мальчики» — братья Наджибуллы. Помнит он хорошо и то, что ни один из современных правителей Афганистана не умер естественной смертью. Все они были свергнуты и казнены. Карзай все чаще задумывается над этим, все чаще потому, что приближаются как неизбежная тема рока окончание срока его президентства и вывод американских войск из Афганистана.
В ожидании неизбежного финала, Карзай, как и Наджибулла, затеял игру в «пламенный национализм». Он поносит, на чем свет стоит Вашингтон и его союзников, «подталкивает» вывод их войск из страны. Только за последнее время Карзай «запретил» присутствие американского спецназа в одной из главных афганских провинций и приказал ему покинуть ее. Он выступил против деятельности ЦРУ в регионе. Отказался от американских условий передачи заключенных. И, наконец, в пароксизме националистического помешательства обвинил администрацию президента Барака Обамы в том, что она в сговоре с талибами, пытается «подорвать» его правительство!
Но этот бунт на коленях мало кого вводит в заблуждение. И племенные вожди-старейшины, и бизнес-элита, и политические аналитики рассматривают эти пропагандистские судороги Карзая как тщетную попытку змеи сменить кожу — в данном случае отмыть или вывести клеймо марионетки и лакея дядюшки Сэма. Подобная игра, не приносящая Карзаю желаемых плодов в Афганистане, может подействовать отрицательно на Вашингтон. Ты всегда рискуешь, когда кусаешь руку дающего. А Карзай ожидает, что Вашингтон будет поддерживать и впредь его режим, оказывая ему многомиллиардную военную и экономическую помощь. Это же бабушка еще надвое сказала. У Вашингтона имеются свои проблемы, да и самая долгая война за всю историю США американцам сильно поднадоела. В этих условиях ожидать щедрот от Конгресса, да еще к тому же обливаемого карзаевскими помоями, весьма рискованная игра. «Карзай уверен, что американцы хотят остаться в Афганистане на долгие времена и поэтому у него есть рычаги давления на них», — говорит Саад Мохсени, крупный афганский бизнесмен, владелец международной медиа-компании «Moby Group». По словам Мохсени, Карзай хочет, чтобы о нем думали «не как о ставленнике американцев, а как о человеке, прогнавшем их».
Ведя двойную игру с Вашингтоном, Карзай балансирует на лезвии бритвы. Он хочет «прогнать» американцев, но чтобы они оставались у него в кармане, точнее — набивали эти карманы долларами и подпирали оружием. Такая игра, хотя она и двойная, имеет куда больше неизвестных. Не случайно президент Обама так и не решил, сколько штыков оставить в Афганистане, когда основной контингент американских войск будет выведен из страны к концу 2014 года. Газета «Нью-Йорк таймс» цитирует такие слова одного неназванного западного дипломата в Кабуле: «Вполне может наступить такой момент, когда боль от уколов Карзая заставит Белый дом и Конгресс изменить правила игры».
Сам Карзай играет на нескольких политических шахматных досках помимо американской. Главные из них три. Его основная этническая силовая база в стране в лице пуштунов: этнические союзники в правительстве, представляющие таджиков и хазарейцев. И… талибы, хотя они категорически отказываются вести переговоры с Карзаем. Как раз, заигрывая с ними, он изгнал американских коммандос из провинции Вардак, опоры талибана. Но для талибов Карзай по-прежнему «главная американская марионетка», — говорит Малек Зитез, советник Общества социальных и человеческих прав Афганистана: «Карзай не герой, он не понимает, насколько он и его правительство зависит от Вашингтона». С ним соглашается и старейшина одного из племен Хаджи-Абдул Меджид Хан (провинция Кандагар): «Сейчас Карзай хочет обмануть наш народ, а заодно и талибов, играя в антиамериканизм. Он сыплет песок в наши глаза, пытаясь убедить людей в своем национализме».
Но, по всей вероятности, глаза талибов защищены от этого пропагандистского песка. Недавно их руководство сделало следующее заявление по поводу заигрываний с ним Карзая: «Он лицемер. Он ест пищу и носит одежду, которые оплачены американскими долларами. Национализм не спасет Карзая, как он не спас и Наджибуллу. Мы умеем отличать героев от марионеток. Наш совет Карзаю — не становись на этот путь. Он доведет тебя до площади Ариана». Яснее не скажешь.
Карзай оказался в положении той эзоповской мыши, которой захотелось летать. Бог наказал ее, исполнив это желание. С тех пор ни мыши, ни птицы не признают ее за свою. Поэтому она летает только по ночам. Сколько осталось летать Карзаю трудно сказать…
Источник: mk.ru
07.04.13.