Главная » Все Новости » События » Россия оказывает на Польшу давление

Россия оказывает на Польшу давление

Интервью с генералом Станиславом Козеем (Stanisław Koziej) — главой Бюро национальной безопасности Польши

Rzeczpospolita: Что вы думаете о недавних российско-белорусских военных учениях, в которых отрабатывался сценарий военного столкновения с Польшей? На осень намечены следующие маневры.

Станислав Козей: Следует отделить учения от сообщений об учениях. Учения — это отработка практических навыков и тестирование армейских механизмов, которой занимаются все государства и организации, рационально подходящие к обеспечению работоспособности своих военных систем.

— То есть удивляться российско-белорусским учениям не стоит?

— Всем известно, что Россия серьезно относится к своей армии, поэтому в проведении учений нет ничего неожиданного или удивительного. Другое дело сообщения об учениях, которые делаются в надежде на дальнейшее распространение данной информации: это уже осознанная и целенаправленная информационная война.

— Нам следует воспринимать это как элемент агрессивной провокации или все же как рутинные военные учения? Сложно удержаться от утверждения, что подобные ситуации усиливают напряженность в наших двусторонних отношениях.

— Учения сами по себе — это абсолютно рутинное событие. Однако сообщения о них — это направленное военно-политическое давление. В данном случае, поскольку сообщалось о том, что на маневрах отрабатывается война с Польшей, — давление на нашу страну. Нам не следует показывать, что такое давление на нас действует. Нужно тщательно проанализировать реальное содержание сценария этих учений, потому что оно может рассказать нам о существующих оперативных планах.

— Готова ли Польша к потенциальному военному конфликту? Многие эксперты подчеркивают, что в случае нападения Белоруссии у нашей армии было бы мало шансов: мы бы утратили контроль над частью восточных территорий, а Александр Лукашенко спустя сутки после начала нападения уже мог бы принимать победный парад в Варшаве.

— Подобные высказывания не имеют ничего общего с профессиональными знаниями — это страшилки для газетных фельетонов. Такого рода эксперты, видимо, думают, что Польша и НАТО будут пару месяцев спать, а в это время Лукашенко устроит всеобщую мобилизацию (мы дремлем), стянет армию к границе (мы продолжаем дремать) и совершенно незаметно (так как мы продолжаем дремать) совершит бросок на Варшаву. Мне кажется сегодня, в информационную эпоху, такой сценарий не вообразит себе даже ребенок.

—  Если конфликт возникнет, можем ли мы рассчитывать на помощь НАТО? Все чаще говорится о том, что никто не захочет «умирать за Белосток».

— В случае широкомасштабного конфликта, которому бы предшествовала фаза напряженности, кризиса и подготовки, к войне самого начала подключились бы все союзники.

— В других обстоятельствах мы сможем рассчитывать только на собственные силы?

— В случае меньших, а особенно так называемых «внетерриториальных» конфликтов, то есть избирательных внезапных ударов, проводимых без предварительной подготовки и не нацеленных на захват территории противника, нам следует быть готовыми к самостоятельным действиям — по крайней мере, на тот период, пока союзники достигнут общих договоренностей.

— Оправдано ли в контексте обсуждаемых учений отправлять лучших наших солдат в те страны, которые не угрожают напрямую безопасности Польши? Из документа «Приоритетные направления деятельности Министерства обороны и вооруженных сил Польской Республики в 2012 году» следует, что военное ведомство считает зарубежные миссии основной целью. Можно ли назвать это пренебрежением к безопасности на польской территории?

— Конечно, приоритетом должны оставаться задачи, прописанные в конституции, а значит, тот уровень боеспособности и та подготовка, которые напрямую связаны с безопасностью нашей страны. Обеспечив этот необходимый уровень, мы можем по мере возможности отправлять военных в зарубежные миссии. Это суть «доктрины президента Коморовского» (Bronisław Komorowski), которая основывается на выводах и рекомендациях Стратегического обзора национальной безопасности, составленного по поручению президента в последние два года.

— Глава МИД Радослав Сикорский (Radosław Sikorski) говорит, что Польша постоянно готовится к войне. Бюро национальной безопасности считает, что в ближайшем будущем возможно возникновение конфликта между Польшей и кем-то из ее соседей?

— Польше нужно постоянно думать о своей безопасности. Это, пожалуй, один из важнейших уроков истории нашей страны. Бюро национальной безопасности трактует безопасность как стратегическую категорию с долгосрочными горизонтами. Безопасностью следует заниматься в долгосрочной перспективе. Сейчас военный конфликт нам не угрожает. Но завтра, послезавтра, через год, десять лет? Чем дальше в будущее, тем меньше оснований для обнадеживающего ответа.

— Россияне также отрабатывали в этом году нападение на Швецию, в частности, нарушив в ходе учений шведское воздушное пространство. Что может означать такое усиление военной активности России? Россияне хотят продемонстрировать, что их страна вновь стала мощной и грозной державой?

— Россия хочет показать, что нынешний уровень модернизации арсенала конвенциональных вооружений позволяет ей успешно использовать его в политической игре на международной арене, как она ранее использовала, например, свой энергетический и сырьевой потенциал.

— Намерено ли НАТО каким-то образом ответить на эти события?

— Самый лучший ответ — это собственные учения, нацеленные на улучшение работы собственных военных механизмов. Не следует возмущаться тем, что чья-то армия проводит тренировки: это все равно, что жаловаться на дождь. Нужно просто проверить зонты. Такую роль будут играть маневры Steadfast Jazz, подготовкой которых мы занимаемся.

Источник: Rzeczpospolita«, Польша)

06.05.13.