Исследовательская группа
Исследование, которое проводится в университете Илии, выявило немало интересной для нашей истории проблематики. Специально были изучены и переведены неизвестные латинские источники средних веков. Исследовательский проект, организованный Министерством культуры и охраны памятников, изучающий источники о Грузии, хранящиеся в архивах Рима, выявляет новые, малоизвестные до того детали нашей истории. Грузинские ученые и раньше работали с хранящимися в католических архивах источниками, однако, выявленные на этот раз источники уникальные для изучения исторического контекста Георгиевского трактата. На данном этапе члены исследовательской группы в основном изучали переписку времен царя Ираклия. Интенсивная переписка Ираклия II с западными царями и высшими персонами духовенства явствует, что Россия сначала сорвала прозападный план Ираклия, а затем по одному выдворила европейские миссии из территории Грузии.
Нино Доборджгинидзе, член исследовательского проекта, профессор, доктор филологических наук (Государственный университет Илии): «Из писем католических миссионеров, находящихся в Грузии, выясняется, что русские еще до трактата, со второй половины XVIII века начали притеснять европейских миссионеров в Грузии. Это была целенаправленная политика, которая увенчалась победой русских в 1845 году: задержанных европейских миссионеров на колясках российской жандармерии довезли до грузинско-турецкой границы и запретили им не только деятельность в Грузии, но и находиться, и создавать католическую миссию вблизи от границы Грузии. А до того сначала запугали их, а затем по эдикту императора России католикам фактически ограничили религиозную деятельность, проведение крещения считалось правонарушением и им присуждали домашний арест. После этого их принуждали по собственной воле покинуть Грузию, однако европейские миссионеры отказались от этого. В конце, 2 января 1845 года их силой посадили в коляски жандармерии и выдворили из Грузии.
Оставшийся здесь грузинский католик Антон Глахашвили, превосходные письма которого будут отдельно опубликованы, смог превратить этот факт предметом международного обсуждения. Действительно, в европейской прессе было напечатано, что русские оставили в Грузии без падре миссии, насчитывающие триста пятьдесят лет. В ответ на это российские спецслужбы специально подготовили в католическом училище Вильно верных российской «Ордине империале» падре польского происхождения, ввели их в католические церкви Грузии вместо европейских католических миссионеров, и оправдали себя: дескать, а кто сказал, что мы оставили миссии без падре. В связи с этим Антон Глахашвили писал кардиналу в Рим: «Беда в том, что этих верных русским падре привели сюда не для религиозной деятельности, а для упадка католицизма: они пьянствуют, не соблюдают никаких правил, развалили все»…
Католические миссионеры при царском дворе Ираклия II
«Католические миссионеры являются посредниками отношений царского двора Ираклия с Западом. Функция лиц духовенства, как посредников в отношениях Грузии со странами Запада, достаточно старая. Ее модель сформировалась в средние века, сначала явной общественной и политической деятельностью Атонели, по причине чего их выдворили с Афонской горы, а затем в грузинских переводческих и образовательных центрах Иерусалима, и в особенности Антиохии, системный характер приняли политические активности действующих там грузинских монахов. Именно они привозили письма Папы Римского и затем кардинала Пелагиуса Лаше-Георгию и Русудан. Во время царя Ираклия, очевидно, использовали именно эту модель, только на этот раз эту функцию выполняли не действующие заграницей грузинские представители духовенства, а католические падре, приехавшие в Грузию, как миссионеры. Как выясняется из этой переписки, они живут при царском дворе, Ираклий ежедневно встречается с ними, совещается, и дает им важные государственные поручения как ходатайствовать ему перед Папой Римским, чтобы тот замолвил слово за Ираклия с западными венценосцами, а конкретно с императором Австрии, королями Франции, Сардинии, Неаполя и Венеции».
Грузинско-европейские отношения
«Когда пошатнулась основа Византийской империи, грузины начали думать, как сохранить международную арену, найти надежных союзников.
Грузия стала особенно интересной для европейцев во время Давида Строителя. Довольно богатая с этой точки зрения латинская историография у нас мало изучена. Над латинскими источниками, отражающими отношения Грузии-Запада, в основном работают иностранные историки. В рамках исследовательского проекта университета Илии мы специально изучили, и перевели неизвестные латинские источники средних веков.
Одна из латинских хроник XII века прямо говорит, что царь Иерусалима Болдвин I и Давид Строитель не только знали о действиях друг друга, но имели непосредственные контакты с княжеством Антиохии, посредством грузинских духовников, находящихся в грузинских книжных очагах Антиохии. Хроника подробно описывает, как Давид Строитель участвовал в дидгорской войне. В этой войне на стороне царя Давида воевали 200 воинов франков из общего войска крестоносцев. Эта помощь со стороны крестоносцев была выражением благодарности в адрес Давида, который в сражении Самшвилде победил общего врага, султана сельджуков, и тем самым дал возможность передышки как княжеству Антиохии, находящемуся с севера от Сирии, так и Иерусалимскому царству латинян. Автор хроники хвалит боевой опыт грузин. Он особо отмечает, что после дидгорской победы грузинский царь потребовал от мусульманских суверенов Сирии и Северного Ирака освободить франкских пленных, и достиг этого.
Антиохия играет роль политического связника с европейскими государствами и в период Лаши-Георгия. Известно, что Лаша-Георгий намеревался идти походом на Иерусалим с целью освободить священный город. В связи с этим Папа Иннокентий III даже написал специальное вдохновляющее письмо для Лаши-Георгия, однако пишет не непосредственно ему, а обращается к правителю Антиохии, и это письмо, наряду с четырьмя другими письмами, посылает в княжество Антиохии, как к связнику. Выясняется, что эти письма доходили до адресатов с помощью находящихся в Антиохии грузинских монахов.
По латинским источникам выясняется, что о намерении Лаши-Георгия были информированы все: Папа Гонорис III во время пятого крестового похода (1217-1222) предупредил французских и германских епископов, что кардинал Пелагиус отправлял в Грузию послов, чтобы этот народ воинов смог исполнить благое намерение помочь крестоносцам. Эти послы действительно прибыли в Грузию с непосредственной помощи княжества Антиохии, и получили от Лаши обещание. Этот план грузин не был осуществлен, и спустя два года Папа Римский узнал причину его провала из письма Русудан: она приносила извинения, так как появились монголы, и они были вынуждены сражаться с ними. Письма Русудан были доставлены Гонорису III тем же путем через Антиохию.
Когда положение предельно обострилось, Русудан обратилась с просьбой к Папе Римскому об унии (объединение, союз), но дело, начатое в надежде на политическую поддержку, завершилось крахом.
Западную перспективу в XVII веке вновь выдвинул на передний план царь-просветитель Вахтанг VI. Поручение Сулхану-Сабе-Орбелиани быть послом, являлось частью прозападной политики Вахтанга VI, выполнить которую, как выясняется из данных источников, постарался Ираклий II. В нашей историографии о прозападном курсе Ираклия известно немного. Очевидно, побежденный политический дискурс стирается и из истории, и из культурной памяти страны. Всеобще признано, что Ираклий должен был сделать выбор между Россией и мусульманским миром. Да, царь действительно был перед выбором, но перед каким выбором? Реально этот выбор был сделан между Россией и Европой. Россия очень постаралась, чтобы прозападный план грузинского царя не был осуществлен».
План Ираклия II
«Миссионеры очень благодарны Ираклию. Его упоминают, как царя униата, рекомендуют, ходатайствуют перед папой, кардиналами и западными царями. Ираклий вместе с грузинами прозападной ориентации старается, чтобы Грузия, разделенная между Ираном и Османской империей, была единой хотя бы по признаку католичества, и борется, чтобы у всей Грузии, миссий Тбилиси, Гори, Ахалцихе был единый префект Грузии. Очевидно, идея объединяющего префекта опирается на грузинский опыт, точнее, на модель средних веков. Как раз таки религиозное объединение предшествовало в средние века политическому объединению. Царь прозападной ориентации старается сделать политически выигрышный шаг, однако, непоследовательно. Идее единого префекта Россия противится то руками грузин, то кавказских католиков. В конце 1782 и в начале 1783 года Ираклий все равно смог с помощью надежных падре, в том числе Мауро да Верона и Андреаса да Палермо отправить письма к Папе Римскому, и просить его ходатайства перед европейскими суверенами.
— Как известно, царь Ираклий отправил письмо к Папе Римскому на грузинском языке. Почему на грузинском языке?
Да, письмо было отправлено на грузинском языке, в Риме долго искали переводчика, потом вернули его обратно, в конце его перевели сначала на турецкий и французский языки, не знаю, почему так произошло. В тот период в Грузии, во-первых было довольно много итальянских и французских миссионеров, и во-вторых грузинских католиков, владеющих итальянским.
— Однако отправка письма в таком виде негативно повлияла на замысел царя, письмо опоздало. Как завершилась история переведенных писем?
Последних послов Ираклия поймали русские, и порвали грамоты. В это время оформляется Георгиевский трактат. Сложно сказать, почему совпадают во времени два этих события, с одной стороны письма, отправленные 19 июня 1783 года к европейским царям, и с другой стороны, оформленный с Россией трактат, результат которого был явным изначально же. Поэтому и существует этот проект, чтобы выяснить подобные детали, и дать ответы на неясные вопросы».
Письмо Ираклия, и просьба к Папе Римскому
«Ираклий просит Папу Римского ходатайства перед западными королями. Письмо датировано 19 марта 1783 года. В нем говорится: «Я объявлю войну туркам. Правда, я относительно свободен от Персии, но постоянные атаки шиитов обессилили меня. Для решающей схватки прошу в виде войска два соединения от императора Австрии, два от Франции, одно от Сардинии, одно от Венеции. Прошу также ходатайства Папы перед вышеупомянутыми властителями. Взамен обещаю свою службу этим царям, и всему Западу «.
Сорванный план царя, русификация, и дискредитация европейской идеи
«Назначением единого префекта для всей Грузии явно подготавливалось начало объединения Грузии, разделенной между Ираном и Османской империей. Прозападные круги старались добиться благорасположения и доверия Запада признанием униатского отношения с католиками. Католикос Антон I, и некоторые епископы стали католиками; Явная прозападная тенденция чрезвычайно рассердила Теймураза II, он жестоко разгромил все католические церкви в Тбилиси и Гори, обе больницы католиков. После этого католикоса Антона I вызовут в Россию, и он перед Синодом покается в своем поступке. Разумеется, тогда со стороны царского двора все это преследовало целью не религиозное, а политическое объединение и союзничество.
При выборе России союзником, наряду с другими аргументами, называлось единоверие этой страны. Вдобавок к этому преимущество православия, как инкультурационной, то есть развитой на родном языке религиозной традиции. Что мы на самом деле получили? Полную потерю независимости и акультурацию, точнее, полную русификацию.
Любопытны истории, связанные с царским двором Соломона II. Как известно, Соломон позднее всех принял русскую клятвенную книгу. Царский дом Имерети был благосклонен к католикам, но европейские миссионеры наиболее жаленными гостями все же считались при дворе Дадиани. Видимо, поэтому русские выбрали окружение Соломона и дом Дадиани для скандальной истории, связанной с европейскими миссионерами: приближенные ко двору Соломона II падре внезапно исчезли в неясной ситуации. Как нам сказал работающий в настоящее время над этой историей известный британский ученый, профессор Дональд Рейфильд (он готовит монографию на эту тему), одного из них обвинили в попытке убийства Дадиани. С этим обвинением легко увязалась дискредитация европейской идеи: вот вам, дескать, эти европейцы. Разумеется, я не буду говорить об отдельных деталях исследования господина Рейфильда. Надеюсь, его книга скоро будет издана. В данном случае любопытна собственно «технология», как русские связывают нежелательных для них европейцев с драматическими историями с целью их дискредитации. Подобные задания выполняли падре, верные российскому «Ордине империале», которых русские привезли в Грузию, чтобы заменить изгнанных европейских миссионеров, и как говорит вышеназванный Антон Глахашвили, для того, чтобы принизить имя католиков».
Уроки истории
«Очевидно, дискредитация прозападных идей старый и испытанный способ для русских. Он и сейчас превосходно «работает» в нашей стране. Сегодня нередко можно слышать: чего от нас хотят Европа или Америка? Захватить, уничтожить нас. Они борются с нашей религией, одни мы являемся защитниками святыни, а другие безбожные грешники. В этой нетерпимости мы часто оправдываем себя псевдоисторическими аргументами и верностью псевдо прошлому. А на самом деле, наоборот: грузинская историческая концепция, созданная по модели религиозной историографии поздней античности и средних веков, религиозное и национальное самосознание Леонтия Мровели, грузинских деятелей на Афоне, в Антиохии и Иерусалиме, была основана не на идее единственности и нетерпимости, а на идее человечества, как многообразия, проистекающего из одного начала. Идее, которой радикально противостояло Византийское историческое, и позднее славяно-русское историческое сознание. Византийская историческая дисциплина не «заметила» всемирную историю, как закономерность развития этносов и наций, и взяла за исходную точку не многообразие и логику исторического развития, а идею византийского кесаря, как мирового повелителя, гаранта мирового порядка. Эта идея так нас порою отравляет, что считаем собственным прошлым не традиции грузинских Афонских деятелей, а византийско-русские амбиции»….
Источник: kavkasia.net
08.05.13.