«Во время Второй мировой войны в Красной армии сражались полмиллиона евреев. Около 200 тыс. из них погибли, примерно 7 тыс. из оставшихся ветеранов сейчас живут в Израиле», — пишет Себастьян Хаммельэле на страницах Der Spiegel.
«На фотопортретах они смотрят серьезно. Их глаза говорят о многом и выражают пережитую боль, и все же ветераны позируют не без гордости», — пишет Хаммельэле. В отличие от немецких ровесников, воевавших на стороне вермахта, «советские солдаты иудейского вероисповедания могут сказать, что не были частью войны на уничтожение. Наоборот, они рисковали жизнью, чтобы остановить массовые убийства, начатые нацистами».
«Однако СССР не мог включить бойцов-иудеев в ритуалы памяти о войне: это противоречило бы его самовосприятию. В конце концов, советский человек не мог принадлежать ни к одной конфессии. К тому же антисемитизм существовал и в СССР: по слухам, Сталин не хотел видеть евреев в своем окружении, а интеллектуалы иудейского вероисповедания, например, Исаак Бабель, становились жертвами этнических чисток «, — продолжает Хаммельэле. «Затем, после основания Израиля в 1948 году, СССР встал на сторону его врагов — стран арабского мира, а в риторике «холодной войны» сионизм и американский империализм были неразрывны».
«Само израильское государство в течение долгого времени воспринимало советских ветеранов с трудом. Памятник евреям-красноармейцам в Иерусалиме открыли только в 2012 году. На публике они показываются в основном в день памяти Холокоста, когда проходят парадом в полной форме», — продолжает автор. Именно здесь на них обратили внимание фотографы Амир Султан и Одед Балилти. На фотографиях Султана ветераны позируют на черном фоне, держа в руках собственные фотографии в молодости. Балилти же показывает их «в домашнем окружении: на диване, с плюшевыми игрушками, на простой кровати или за накрытым столом».
09.05.13.