Главная » Все Новости » События » Османские амбиции на Кавказе

Османские амбиции на Кавказе

Османские амбиции  на Кавказе

Фото: mersin365.com

В связи с растущей важностью Кавказского региона для Турции, журнал «Turkish Policy» совместно с турецким Центром Стратегических Исследований  выпустили доклад на 500 страниц о турецкой политике  в Закавказье. Для  создания доклада были опрошены 30 экспертов по Кавказу со всего мира. Редакция «Кавказской политики» предлагает свои читателям ознакомиться с основными тезисами этого документа.

До начала 90-х годов в своей внешней политике Турция ориентировалась на США и Европу. Но с распадом Советского Союза и крушением коммунизма, в Евразии и на Балканах появилось множество новых государств, с которыми Турции предстояло построить отношения. Учитывая историческую и культурную близость с большинством из них, Турция решила не упустить свой шанс и сделала бывшие османские  территории,  на ряду со вступлением в ЕС, приоритетом своей внешней политики.

Османская республика под эгидой США

«Турция должна поддерживать мир, безопасность и стабильность на Балканах, на Ближнем Востоке и  на Кавказе. Мы должны заниматься предотвращением и урегулированием конфликтов на территории от Боснии до Грузии при помощи своих войск и дипломатических инициатив», – говорил бывший министр иностранных дел Турции (1997-2002) Исмаил Джем.

Источником влияния Турции, по мнению Джема, должны стать ее экономическая мощь, выгодное географическое положение и общая история со многими государствами мира.

«Турция является привлекательным экономическим партнером. А экономическое сотрудничество может быть эффективным инструментом  разрешения политических проблем.

Уже сейчас Турция имеет самую мощную армию, самую развитую инфраструктуру и экономику на пространстве между Балканами и Средней Азией и является лучшей демократией в этом регионе.

Многие бывшие советские республики в Евразии имеют с Турцией общую историю,  язык и религию, которые являются важнейшим фактором нашей внешней политики. Сейчас в мире насчитывается 26 стран, которые вместе с Турцией были составными частями единого государства на протяжении столетий. И с ними мы должны налаживать тесное экономическое и политическое сотрудничество» – утверждал он.

Новый министр иностранных дел Ахмет Давутоглу продолжил курс своего предшественника. В начале мая, вступая на конференции в «Великое возрождение и подъем Турции» в Коджаэли он обещал собравшимся, что «Турция наведет порядок на Ближнем Востоке, Балканах и на Кавказе».

И по его словам, в этом интересы Турции и ЕС совпадают. А, по мнению аналитиков, в этом совпадают также интересы Турции и США.

Какой порядок наведет Турция на Кавказе?

Эксперт по России, Евразии и энергетической политики из американского Фонда «Наследие» Ариэль Коэн считает, что Турция может стать проводником интересов Америки на Кавказе.

«Сейчас Соединенные Штаты заняты другими проблемами: Афганистаном, Пакистаном, Ираком, Ираном и арабскими революциями. Поэтому у них нет возможности отвечать на агрессивные шаги России в Закавказье. Поэтому для разрешения конфликтов  Обама прибегнет здесь к помощи своих европейских союзников и Турции – единственного члена НАТО в регионе. Турция может стать важным посредником в этом вопросе, поскольку она имеет тесные экономические связи с Москвой, а также поддерживает хорошие отношения со злейшим врагом США – Ираном», – считает эксперт.

Об этом свидетельствует и недавнее заявление госсекретаря Джона Керри, который назвал Турцию конструктивным игроком  в урегулировании карабахского конфликта и заявил, что в разрешении карабахского кризиса она помогает США.

«Анкара стала потенциальным посредником в мирном урегулировании на Кавказе, – считает эксперт «Центра стратегических и международных исследований»  в Вашингтоне Сергей Маркедонов, – Турецкое предложение создать «Платформу стабильности и Сотрудничества на Кавказе» стало первой реакцией на российско-грузинский конфликт. Вскоре после этого в сентябре 2008 президент Турции Абдулла Гюль совершил исторический визит в Ереван и способствовал потеплению отношений между странами. Хотя сближение с Арменией постепенно сошло на нет. Этот шаг свидетельствовал о том, что Турция возвращается в кавказскую политику».

Быть союзником Грузии и Абхазии одновременно

Турция имеет хорошие отношения с Грузией, поддерживает ее территориальную целостность и оказывает ей военную помощь.

«Турецкие специалисты обучают грузинских военных, – говорит профессор Американского Университета Гуманитарных Наук в Тбилиси и директор Международной Организации по Миграции Иван Чхиквадзе, – Турция поставляет грузинской армии транспорт и технические средства, что сильно улучшило ее состояние. Турция основала военную академию в Тбилиси и модернизировала военную базу в Марнеули и Вазиани».

По его словам, не смотря на некоторые сложности в отношениях, Грузия остается главным союзником Грузии в регионе.

Имея хорошие отношения с Грузией, Турция не собирается портить их и с Абхазией. Тем более что в Турции проживают полмиллиона абхазов, что больше чем в самой Абхазии, чье население составляет лишь 300 тыс.

В 2009 году представитель МИДа Турции Унал Чевикёз, черкес по происхождению, посетил Абхазию, пробудив у абхазов надежду на признание со стороны Турции.

Также в 2011 году Турция позволила Сергею Багапшу совершить неофициальный визит в Анкару и встретиться с абхазской диаспорой, а во время войны с Россией она не пропустила следовавшие в Грузию американские корабли через  свои проливы.

Фото: kommersant.com

Локальные войны — угроза энергобезопасности Запада

По мнению Коэна, одной из причин по которой Турция должна заняться мирным урегулированием на Кавказе, является ее энергетическая безопасность.

«Во время нападения России на Грузию в 2008 она попыталась сорвать поставки нефти по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. Несмотря на то, что незадолго до начала войны нефтепровод был остановлен из-за взрыва на его турецком участке, российская авиация сбросила на него более 50 бомб. Хотя это не отразилось на рынке нефти в то время, тем не менее, эти события ставят под вопрос реализацию других энергетических проектов в Закавказье», – пишет он.

Другим конфликтом, который может сорвать поставки жизненно важных для Турции и ЕС энергоносителей, потенциально может стать Карабах.

Способствовать его разрешению, по словам Ариэля Коэна,  может сближение Азербайджана и России, а также Турции и Армении.

«В 2009 году Турция и Армения подписали соглашение об установлении дипломатических отношений и открытии границы. США приветствовали этот шаг. Но документ так и не был ратифицирован из-за давления внутри этих стран. Позднее Турция вернулась к позиции, что отношения с Арменией могут быть установлены только после вывода войск из Карабаха и возвращения беженцев. На это не решится ни один армянский политик. Но все же начало диалога с Арменией положило начало урегулированию», – говорит эксперт.

Нестабильность в Закавказье выгодна России

Как считает Коэн Россия, наоборот, выигрывает от затягивания конфликта.

По его словам, «оккупация Карабаха позволяет России держать там свои войска. Согласно соглашению 1995 года ее контингент может оставаться в Гюмри до 2020 года. В 2010 году оно было продлено на 49 лет до 2044 года.  Также Россия контролирует атомную и гидроэнергетику Армении. Возобновление конфликта будет означать, что Армения атакует БТД и подорвет нефтеперерабатывающий завод  и нефтехранилище Сангачал, что надолго прекратит поставки топлива в Европу».

Сближение Турции и Армении в интересах Азербайджана

Единственным способом прорыва в разрешении карабахского кризиса является сближение Турции и Армении вопреки желанию Азербайджана, убежден эксперт по Кавказу из Фонда Карнеги Томас де Вааль.

По его словам, в конечном счете, такое сближение будет выгодно самому же Азербайджану. Потому что, имея посольства в Ереване и сотрудничая с Арменией в разных сферах, Турция будет более связана с ней и соответственно сможет оказать большее влияние на прекращение оккупации.

Но пока боязнь Турции потерять надежного союзника и экономического партнера в лице Азербайджана вынуждает ее занимать непримиримую позицию по Карабаху. Она согласна установить дипотношения с Арменией и открыть границу, только в обмен на вывод войск и возвращение беженцев.

Турция – оружие США против Ирана

Вопреки тому, что Турция проводит политику «ноль проблем с соседями» и старается построить хорошие отношения с Ираном. (Турция главный торговый партнер Ирана, она поддерживает его ядерную программу и имеет с ним безвизовый режим) США не теряют надежды  сделать Турцию своим орудием в борьбе с Исламской республикой.

В частности американский эксперт Института Европейских, Российских и Евразийских исследований в Оттаве Роберт Катлер считает, что именно Иран, а не локальные конфликты, является главной угрозой Турции на Кавказе.

«В последние годы Турция переживает экономический подъем, – пишет он, – Экономика требует больших энергетических затрат. Сейчас Турция закупает энергоносители в России, Иране, Азербайджане и Алжире. Однако азербайджанское топливо Турция покупает не только для внутренних нужд, но и для экспорта в Европу. Поэтому сотрудничество с Азербайджаном имеет исключительную важность для нее.

Между тем серьезную угрозу для этого сотрудничества представляет Иран. В 2001 году ВМС Ирана заставили ВР прекратить разработку  месторождения Алов в Каспийском море, которое Иран посчитал своей территорией.

Кроме того Иран помогает врагу Турции и Азербайджана – Армении. В 2007 году Иран открыл важнейший для Армении трубопровод, построил 2 гидроэлектростанции на пограничной реке Аракс, а также железную и автомобильную дорогу связывающие эти 2 станы. А в марте 2011 года Саргсян посетил празднование Навруза в Тегеране, где Ахмадинеджад  заявил, что «нет границ для сотрудничества  с Ереваном».

Катлер критикует отказ Турции поддержать санкции США против Ирана и расширение торговли с ним.

Энергетическая ось в Закавказье

Осью, которая связывает экономику Турции с экономиками стран Закавказья, являются трубопроводы, по которым Турция получает каспийскую нефть и газ.

«Ключевой маршрут поставок пролегает через дружественные США страны Азербайджан, Грузию и Турцию, – говорит американский эксперт Ариэль Коэн, – Этот маршрут известный как Южный коридор уже включает в себя 2 трубопровода – Баку-Тбилиси-Джейхан  мощностью более 1 млн. баррель в день и  Южно-кавказский трубопровод, который поставляет 8.8 млрд. куб.м. газа в турецкую газораспределительную сеть в Эрзруме».

Он отмечает, что США стратегически заинтересованы в разработке ресурсов в каспийском регионе и доставке их в Европу в обход России и Ирана. И в этом их интересы с Турцией совпадают.

«Но, не смотря на желание западных стран увеличить поставки каспийской нефти, трубопровод Баку Тбилиси Джейхан не работает на полную мощность и едва ли заработает из-за сокращающейся добычи нефти в Азербайджане», – говорит директор Каспийского Центра энергетики и окружающей среды при  Азербайджанской Дипломатической Академии  Эльнур Солтанов.

Однако с газом ситуация лучше. К 2018 году планируется завершить строительство газопровода TANAP, который будет доставлять в Турцию газ с месторождения Шах Дениз 2.

Ради нефтедолларов Азербайджан пожертвовал Карабахом

Но, не смотря не огромные прибыли, которые приносит Турции и Азербайджану сотрудничество в энергетике. В политическом плане оно не так уж и выгодно для Баку, – убежден эксперт.

«За сотрудничество с Турцией и Западом Азербайджан заплатил дорогую цену, – говорит Солтанов, – Он потерял Нагорный Карабах и окружающие его районы, потому что разозлил Россию, которая помогла Армении оккупировать их. Карабах был принесен в жертву стратегическому сотрудничеству с Западом в области энергетики».

Кроме того в двухсторонних отношениях не все так безоблачно.

«Турки считают, что они делают одолжение Азербайджану не получая благодарности в ответ, – отмечает Эльнур Солтанов, – Они отказались закупать туркменский газ, чтобы купить газ из Азербайджана. Закрыли границу с Арменией в ответ на оккупацию Карабаха. В свою очередь  Азербайджан тоже считает. Он жертвует хорошими отношениями с Россией из-за строительства трубопроводов в обход нее. Продает газ Турции по более низкой цене и приглашает турецкие компании участвовать в проектах, в которых на чисто экономических условиях они никогда бы не смогли выиграть тендер».

Турция дала Грузии то, в чем отказала Россия

Другой страной, которая прочно сидит на азербайджано-турецкой энергетической оси является Грузия.

На ее территории проходят трубопроводы, и находится энергетическая инфраструктура. Пошлины за транспортировку топлива составляют более половины ее бюджета ее бюджета. А азербайджанская компания SOCAR, осуществляющая в Грузии ряд проектов, среди которых дистрибуция газа по всей территории страны является крупнейшим налогоплательщиком в Грузии.

Кроме того Грузия и Турция заключили соглашение о свободной торговле и установили безвизовый режим.

«Турция является главным торговым партнером Грузии и благодаря своей гибкой визовой политике привлекательной страной для грузинских трудовых мигрантов», – говорит Иван Чхиквадзе.

По словам эксперта, Турция рассматривает свои бывшие территорий как важные рынки сбыта для своих товаров. Она заключила соглашения о свободной торговле с  Албанией, Боснией, Черногорией, Сербией, Македонией, Хорватией, Марокко, Египтом, Тунисом, Израилем,  Иорданией, Сирией, Палестинской автономией, Грузией и Ливаном.

«Турция в отличие от России предложила Грузии свободную торговлю и безвизовый режим. В Грузии действуют турецкие ткацкие фабрики и строительные компании. Также турецкие фирмы занимаются строительством в Грузии нескольких гидроэлектростанций», – говорит он.

Турция в десятке крупнейших торговых партнеров Армении

Не смотря на закрытую границу с Арменией, Турция умудряется торговать и с ней.

«Являясь главным торговым партнером для Грузии и Азербайджана, Турция имеет торговый оборот с Арменией на 200 млн долларов ежегодно. Турция поставляет в Армению продовольствие, одежду, обувь и товары повседневного спроса. Ее доля в армянском импорте составляет около 5%, – отмечает Томас де Вааль, – Торговля идет через грузинскую территорию. Кроме того 100  тысяч нелегальных мигрантов из Армении работают в Турции. Это больше чем армянское население Турции, которое составляет около 70 тысяч».

Источник: kavpolit.com

14.05.13.