Новый закон обязывает российские НКО, которые формируют общественное мнение, регистрироваться в качестве «иностранных агентов», если они получают финансирование из-за рубежа, пишет Адриано Софри в газете La Repubblica. Иными словами, записываться в шпионы — именно так воспринимается термин «иностранный агент» поколениями россиян, а также итальянцев, замечает автор статьи.
«Большая часть НКО, начиная с ведущих — «Мемориал», подразделения Greenpeace и Amnesty, — естественно, получают деньги из-за рубежа, поскольку являются международными организациями. Но претенциозный и брутальный характер закона проявился и в отношении другой НКО — «Голос», получившей Премию Сахарова от норвежского Хельсинского комитета. Российская организация была вынуждена отказаться от премии, чтобы не регистрироваться как «иностранный агент», — сообщает читателям Софри. — В отношении организации было возбуждено дело, и «Голос» был приговорен к штрафу в 7,5 тыс. евро, а директор Лилия Шибанова — к персональному штрафу в 2,5 тыс. евро. Ей также грозит судебное преследование с санкцией до двух лет заключения».
Таким образом, закон не скрывает того, что его целью является сворачивание общественной и благотворительной деятельности неподчинившихся НКО. Олег Орлов из «Мемориала» назвал его «аморальным и незаконным». Пока ни одна организация не согласилась регистрироваться. Частные угрозы и публичные преследования уже привели к ослаблению бесстрашной деятельности организаций, вынужденных бороться за свое выживание, рассказывает корреспондент.
«Мемориал», первым председателем которого был Андрей Сахаров, заявил, что никогда не согласится регистрироваться. В ответ в представительстве организации были проведены обыски, целью которых было показать россиянам, что «Мемориал» охотится за американскими деньгами. Госсекретарь США Джон Керри после завершения официальной программы визита в Москве нашел время, чтобы встретиться с девятью представители крупнейших НКО. Людмила Алексеева ограничилась комментарием: «Во времена СССР американцы сначала встречались с диссидентами, а потом с властями».