Вдова бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко, отравленного в 2006 году полонием-210, обвиняет власти Великобритании и России в том, что они пытаются скрыть истинные причины смерти ее мужа
Дознание по делу об обстоятельствах гибели Александра Литвиненко находится на грани срыва и коллапса после того, как возглавляющий его коронер сэр Роберт Оуэн объявил, что не может рассмотривать никаких свидетельств о причастности к этой смерти российского государства. Сэр Оуэн также сказал, что не сможет рассматривать утверждения, будто британские власти могли предотвратить гибель Литвиненко.
Могила Александра Литвиненко (фото: ru.wikipedia.org) |
Еще в конце прошлого года министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг направил судье письмо, в котором поросил суд не рассекречивать в ходе слушания документы, касающиеся связей Литвиненко со службой внешней разведки Великобритании МИ-6. По мнению министра, разглашение подробностей по вопросу о том, сотрудничал ли Литвиненко с британской разведкой, может нанести ущерб международным отношениям Соединенного королевства и «серьезно угрожать общественной безопасности». Хейг также просил Оуэна не обнародовать и другие секретные документы, фигурирующие в этом деле.
По британским законам, свидетельства не могут быть рассмотрены в суде в секретном порядке. По словам коронера, он предпочел бы вообще не рассматривать эти вопросы, чем заслушать их в неполном виде, что могло бы привести к ошибочным выводам.
Адвокат вдовы Александра Литвиненко Марины заявил что “это очень печальный день для британского правосудия”. Он сказал, что “госпожа Литвиненко крайне огорчена решением коронера об отказе о рассмотрении свидетельств о причастности российского государства к смерти ее мужа”. Марина считает, что в результате этого решения коронера, будут освобождены от ответственности лица, заказавшие убийство британского гражданина на улицах Лондона. По ее словам, это “пугающий прецедент” для тех, кто пытается разоблачать “заговорщиков организованной преступности, сидящих в Кремле”. Марина убеждена, что “в результате политической сделки между двумя правительствами, правда об истинных убийцах ее мужа никогда не выйдет наружу”.
По мнению друга Литвиненко и его вдовы Марины, Александра Гольдфарба, “британское правительство ставит политические отношения с Россией выше необходимости проведения открытого расследования”. «С другой стороны, это (засекречивание документов) является косвенным признанием британского правительства того, что российское государство причастно к преступлению, и это является частичной победой Марины», — сказал Александр Гольдфарб.
Что же дальше?
Поскольку по мнению сэра Роберта Оуэна вопросы о предотвратимости убийства Литвиненко и о причастности к нему российского государства имеют центральное значение для расследования, он намеревается направить министру внутренних дел просьбу о начале проведения публичного расследования. Отличие такого расследования состоит в том, что на нем рассматриваются все документы дела без всяких исключений. Особо секретные свидетельства могут быть заслушаны за закрытыми дверями.
Коронер сказал, что его долг по проведению полного, справедливого и бесстрашного расследования оказался бы под сомнением, если бы свидетельства по делу не были рассмотрены судом. «Если бы по обстоятельствам смерти Литвиненко проводилось публичное расследование, все эти свидетельства были бы приняты во внимание», — подчеркнул коронер.
На данном этапе не вполне ясно, какую именно информацию не хотят рассекречивать спецслужбы. Тот факт, что Александр Литвиненко был платным агентом МИ-6 и также по просьбе британской внешней разведки тесно сотрудничал с разведывательным ведомством Испании, огласил еще на предварительных слушаниях в Лондоне в декабре прошлого года, адвокат вдовы Эммерсон. Он же подтвердил, что «оплата за работу на МИ-6 и испанскую разведку поступала на совместный счет Саши и Марины Литвиненко». Как считают газеты, в МИ6 не хотят раскрывать деталей этого сотрудничества и имен агентов, упоминаемых в документах.
Некоторые эксперты полагают, что хотя Скотленд-Ярд подозревает в убийстве российских граждан Андрея Лугового и Дмитрия Ковтуна, в материалах, переданных британскому правительству, могут быть указания, на возможную причастность к этому делу высокопоставленных представителей россиской власти.
Официальный представитель британского правительства заявил, что просьба коронера о проведении публичного расследования “будет тщательно изучена”.
Источник: www.mk.ru
18.05.13.