Отмечая 95-летие провозглашения государственной независимости, грузины вспоминают, как рядом с ними жила Украинская Кубань
Незадолго до 26 мая 1995 года социологическая группа газеты «Джорджиан Таймc» провела исследование в Тбилиси. Респонденты должны были ответить на вопрос: «Какие народы и страны, по вашему мнению, являются союзниками или оппонентами Грузии?». По итогам опроса Украина вышла на первое место среди государств, наиболее дружественных по отношению к Грузии.
26 мая 1918 года на первом заседании Национального Совета Грузии была провозглашена государственная независимость Грузинской Демократической Республики. Таким образом, парламент восстановил историческую справедливость. После почти 200 лет колониального господства России, в мире снова появилось Грузинское государство, страна с многовековой культурой и традициями.
В 1991 году Верховный суд республики восстановил постановление Национального Совета от 1918 года. За восстановление государственной независимости на общенациональном референдуме проголосовали 98,9% избирателей. Теперь 26 мая – главный праздник в суверенной Грузии.
Вспоминая 1918-й
История Грузии насчитывает более 3000 лет. Расположенная на границе больших империй, эта страна всегда привлекала к себе вражеские армии. С I века до нашей эры и до ХVIII века нашей эры греки, римляне, персы, арабы, турки постоянно вторгались на ее территорию. Все они прокатывались кровавой волной по стране и, наконец, убирались. Но самая страшная захватническая политика была присуща России.
Коварно денонсировав в 1801 году Георгиевский трактат, согласно которому Грузия была независимым союзным государством, Москва превратила ее в свою губернию-колонию. Началось бешеное давление на грузинский язык, культуру.
До сих пор империя не может «отпустить» мятежное государство, не останавливаясь даже перед применением откровенной военной агрессии. Как следствие, сегодня почти треть грузинской территории аннексирована Россией, а население оттуда насильно депортировано.
Но вернемся в бурный 1918 год. Важнейшая задача в процессе строительства нового государственного аппарата состояла в создании национальных вооруженных сил. Скелетом грузинской армии стали два национальных полка бывшей царской армии, укомплектованные исключительно грузинскими офицерами и солдатами.
Вскоре численность грузинской армии возросла до 40-50 тысяч человек. Представитель Грузии в Кубанской раде заявлял: «Грузия желает видеть рядом с собой доблестную соседку – Украинскую Кубань… Она не может разговаривать с теми, кто идет завоевывать и подчинять, а не освобождать. Я уверен, что когда на Кубани наступит момент опасности для демократии и свободы, то демократическая Грузия не платонически, а кровью своей докажет попытки защищать общие демократические интересы…»
Грузин и украинец в армии – братья навек
Кубанская власть заключила три экономических договора на поставку хлеба в Грузию. «И это в то время, когда мы, по сути, находились в состоянии войны с Грузией» – возмущался командующий русской Белой армией генерал Деникин.
В апреле 1918 года между Украинской Центральной Радой и правительством Грузии было заключено соглашение, предусматривающее вербовку грузинским правительством украинских ветеранов бывшей царской армии на Кавказе и отправку грузинских военнопленных из Германии и Австрии в Украину, на помощь Центральной Раде. Эти договоренности подтверждали давнюю боевую дружбу двух братских народов.
Грузия одной из первых наладила дипломатические отношения с Украиной. Уже в сентябре 1918 года в Киеве начало функционировать грузинское посольство; были открыты грузинские консульства в Харькове и Одессе. Во время «красного террора» сотни жителей этих городов нашли приют на территории грузинских дипломатических представительств.
К слову, наиболее боеспособной воинской частью украинской армии, Запорожской дивизией, а позже корпусом командовал грузинский генерал Натиешвили, известный в Украине как генерал Натиев. К сожалению, военный украино-грузинский союз тормозила позиция центральных государств: немцы опасались, чтобы украинцы не повернули оружие против них. Аналогичные опасения относительно грузин имели турки.
Боевое сотрудничество двух братских народов продолжалось и в бурные годы Второй мировой войны. С августа 1943 УПА начала создавать автономные национальные отряды, наиболее многочисленными из которых были грузинские и литовские (по несколько сотен бойцов).
Традиции боевой дружбы не погасли и на рубеже ХХ-ХХI веков. Украинские добровольцы из УНА-УНСО принимали активное участие в боях, помогая отстаивать независимость Грузии от извечного общего врага – Москвы. Государственными наградами Грузии были отмечены 30 украинских бойцов-добровольцев. Семь из них – посмертно.
Абхазия – с Грузией
Власти Демократической Республики Грузии особое внимание уделяли взаимоотношениям с Абхазией. Правительством Грузии и представителями Абхазского Национального Совета 8 июня 1918 было принято совместное решение о нераздельности Абхазии и Грузии и правах Абхазской автономии в составе Грузинского государства.
Осуществлению Абхазской автономии в то время помешало откровенное вооруженное вмешательство большевистской России. Грузия должна была защищаться. Грузинские вооруженные силы разгромили большевистские отряды и уже в конце июня – начале июля 1918 года освободили Гагру, Сочи и Туапсе. После разгрома красных сразу началась война с белой Россией. Тем более, что по национальным вопросам большевики и белые были единодушны. В сентябре Деникинская армия выбила грузинские войска из Туапсе, а в феврале 1919 года – из Сочи. На подступах к Гагре силы «единой и неделимой» удалось остановить. А 20 марта 1919 года Национальный совет Абхазии принял постановление о вступлении Абхазской автономной республики в состав Грузии.
Таким образом, Грузинская Демократическая Республика успешно решила абхазскую проблему.
Осетины: лишь бы не в Россию
На территории Шида Картли (Внутренняя Картли) компактно проживали осетины. С самого начала создания Демократической Республики Советская Россия всеми средствами пыталась оторвать этот край от Грузии. С этой целью правительство России щедро снабжало осетинских сепаратистов оружием, боеприпасами и даже отдельными подразделениями Красной Армии. Но широкой поддержки населения сепаратисты так и не получили.
Более того, после испытания на себе всей тяжести русификации, еще в марте 1925 на 5-м съезде Советов рабоче-крестьянских депутатов Северо-Осетинской автономной области было принято решение «осуществить объединение Южной и Северной Осетии в пределах Советской Социалистической Республики Грузии». Ведь в союзе с Грузией опасность денационализации осетин была меньше, чем в Российской Федерации.
Конечно, Москва не позволила воплотить это решение в жизнь. Даже после развала СССР новая, якобы демократическая Россия не прекратила своей колониальной политики – «разделяй и властвуй», даже прибегнув к военному нападению на суверенную Грузию в августе 2008 года. Эта война стоила Грузии 215 погибших и 1469 раненых, 70 пропавших без вести и десятков тысяч беженцев.
Но, несмотря на территориальные потери и наплыв почти 300 тысяч беженцев из оккупированных Абхазии и Южной Осетии, Грузия продолжает вести независимую политику. Международное сообщество считает Абхазию и Южную Осетию официально оккупированными территориями, а российские войска потеряли статус миротворческих, да еще и лишились ореола непобедимых.
Выводы
Сегодня Украине и Грузии крайне важно развивать и укреплять политические, экономические, военные и научно-технические связи. Этому нас учит история взаимоотношений наших братских народов. Давление российских империалистических сил и далее будет усиливаться. Запад (НАТО и Евросоюз) не всегда должным образом будет реагировать на милитаристские действия России. Поэтому нашим странам лучше рассчитывать на собственные силы. Среди важнейших целей должны быть энергетическая независимость и создание в рамках ГУАМ межгосударственных военных сил быстрого реагирования. Тогда союз Украины и Грузии может стать той реальной силой, которая будет отстаивать интересы бывших российских колоний.