Мероприятия ко Дню памяти и скорби жертв Кавказской войны прошли 21 мая в Нальчике.
Кавказская война известна своей ожесточенностью и продолжительностью. Она символизирует борьбу черкесского народа за свою независимость против сил, намного превосходящих его собственные.
Война, в которой черкесы отстаивали свою свободу, национальную честь и родину, обернулась для них национальной катастрофой. Война унесла сотни тысяч жизней, разрушила почти всю материальную и духовную культуру черкесского этноса, затормозила их дальнейшее социально-политическое развитие.
Девяносто процентов адыгского населения погибли в ходе боевых действий, умерли от голода и болезней, и значительная его часть была депортирована в Османскую империю.
Сотни адыгских селений были стерты с лица земли.
Эпизод из истории войны
Достаточно привести лишь один эпизод из истории Русско-Кавказской войны, свидетельствующий о трагедии черкесского народа.
Вот как описывает события 1863-1864 гг. офицер русской армии Иван Дроздов:
“В конце февраля пшехский отряд двинулся к речке Мартэ, чтобы наблюдать за выселением горцев, а если понадобится, так и силою выгонять их … Поразительное зрелище представилось глазам нашим по пути: разбросанные трупы детей, женщин, стариков, растерзанные, полуобъеденные собаками; изможденные голодом и болезнями переселенцы, едва поднимавшие ноги от слабости, падавшие от изнеможения и еще заживо сделавшиеся добычей голодных собак…
Едва ли половина отправившихся в Турцию прибыла к месту. Такое бедствие и в таких размерах редко постигало человечество; но только ужасом и можно было подействовать на воинственных дикарей и выгнать их из неприступных горных трущоб…
Теперь в горах Кубанской области можно встретить медведя, волка, но не горца”.
Политическая оценка последствий войны. Неоправдавшаяся надежда
В известном Обращении Б. Ельцина «К народам Кавказа в связи со 130-й годовщиной окончания Русско-Кавказской войны» от 18 мая 1994 года указано: «…В настоящее время, когда Россия строит правовое государство, и признает приоритет общечеловеческих ценностей, появляется возможность объективной трактовки событий Кавказской войны как мужественной борьбы народов Кавказа не только за выживание на своей родной земле, но и за сохранение самобытной культуры, лучших черт национального характера.
Проблемы, доставшиеся нам в наследство от Кавказской войны, и, в частности, возвращение потомков кавказских переселенцев на историческую родину должны решаться на международном уровне путем переговоров с участием всех заинтересованных сторон…».
Ясно, что данное обращение, которое не было реализовано, в большей степени затронуло бы интересы черкесского народа, зарубежная диаспора которого по численности превышает в десять раз черкесов, живущих на Кавказе ( по разным оценкам 6 – 8 миллионов против 700 – 750 тысяч).
Признание современным российским государством черкесского геноцида воспринимается адыгами, прежде всего, как торжество исторической справедливости, а также как фундаментальный общечеловеческий нравственный акт, на основе которого возможна всеобъемлющая реабилитация рассеянного по миру народа.
В чем заключается черкесский вопрос и почему он актуализируется?
Руководитель Правозащитного центра КБР Валерий Хатажуков, который в прошлом являлся черкесским активистом, поделился своим мнением: «Обращение Б. Ельцина сняло накал национальных движений в черкесских республиках. В 90-х годах была преобразована республика Адыгея, черкесы, проживающие в России и диаспоры других стран, надеялись на решение черкесской проблемы.
Однако с конца девяностых и начала 2000-х годов ситуация стала меняться. Появились попытки упразднения республики Адыгея и присоединения к Краснодарскому краю, а девяносто процентов диаспоры считают именно Адыгею своей исторической родиной. Началось сворачивание школьной программы по национальному языку, население не выбирает руководителей своих республик, черкесские соотечественники перестали «подходить» под российские законы о соотечественниках зарубежья.
Более того, известны случаи насильственной депортации вернувшихся соотечественников. В настоящее время остро стоит Сирийская проблема, также проблема Олимпиады, которая устраивается именно в Сочи».
Эти факторы, по мнению В.Хатажукова, актуализировали черкесскую тематику.
Далее он сказал: «Отдельно можно сказать об институте РИСИ, который проводит пропагандистские тусовки, не имеющие никакого отношения к науке. Так, проведены несколько конференций во Владикавказе, в Ростове, куда не приглашаются черкесские ученые. Все это вместе взятое способствует тому, что черкесский вопрос перешел в новейшую историю. Попытки перевести стрелки на внешних врагов контрпродуктивны. Проблемы надо решать здесь».
Черкесский активист Руслан Кеш, который является координатором ОД “Черкесский Союз” на вопросы о том, чего хотят черкесы и что, по его мнению, должна решить федеральная власть, говорит:
«Процесс признания геноцида черкесов на международном уровне уже начался. И естественно, что Россия должна признать геноцид черкесов, совершенный Российской империей, и предоставить возможность черкесам право беспрепятственной репатриации. Репатриацию желающих вернуться на историческую родину необходимо обеспечить без каких-либо квот и ограничений, без бесконечных и дорогостоящих бюрократических процедур и т.д.».
Мнения и надежды черкесов
Мероприятия, посвященные Дню памяти адыгов, в Кабардино-Балкарии прошли по сложившейся традиции.
В шествии, котором я принимала участие, встретились знакомые, «болеющие» черкесским вопросом много лет. Один мужчина по имени Владимир, фамилию которого я не знаю, говорил, что ходит на эти митинги с советских времен: « Двадцать лет хожу сюда, уже состарился, а вопрос стоит на месте».
Другой собеседник Артур Богатырев говорит, что на первый митинг ходил еще в Советском Союзе и что мечтает увидеть объединение искусственно разделенного народа, признание геноцида, а также протестует против искажения исторической правды.
Лариса Тхамокова, также является ветераном черкесского вопроса: «Я начала ходить на первые митинги, когда мы собирались на стадионе и когда нас было очень мало, сейчас много молодежи. Я хочу, чтобы Россия признала геноцид черкесского народа, чтобы относилась к черкесам и ко всем кавказским народам с уважением, на равных, а не как к нацменьшинствам, к лицам кавказской национальности и пр.
В чем виноваты черкесы? Моя бабушка рассказывала, что черкесы очень долго не ели рыбу из-за того, что многие утонули или умерли в пути в Османскую империю и были преданы волнам Черного моря. Есть бывшие империи, которые извинились перед народами. Это надо уметь сделать, а не бороться против».
P.S. В завершение черкесского вопроса не могу не сказать о той войне, которая происходит на Кавказе в настоящее время. К сожалению, война продолжается и сейчас. Когда каждый день убивают молодых людей, разве это не война? Я могу рассказать о многих прискорбных случаях, некоторые из них были совсем недавно.
Одна агрессия порождает ответную. Все зависит от уважения прав друг друга. И пока мы не научимся этого делать, нас не будут уважать не только другие страны, но и сами мы не будем уважать друг друга в своей стране. Бесконечное насилие над свободолюбивыми кавказскими народами надо остановить. В первую очередь, за это в ответе наше государство.
Источник: kavpolit.com
26.05.13.