Западная пресса комментирует последние новости, так или иначе связанные с расследованием бостонского теракта. Большое внимание уделяется инциденту с Ибрагимом Тодашевым (знакомым Тамерлана Царнаева), который был застрелен агентами ФБР. Ведомство распространило детали инцидента, а отец убитого, Абдулбаки Тодашев, тем временем публично назвал сотрудников ФБР «бандитами».
«Китинг доложил, что бомбистам можно было бы воспрепятствовать» — таков заголовок в The Boston Globe. Член Палаты представителей США Уильям Р. Китинг встретился с высокопоставленными сотрудниками ФСБ РФ, поясняют журналисты Дэвид Филипов и Брайан Бендер.
По словам Китинга, в российской контрразведке показали конкретную информацию, которая убедила россиян, что Царнаев планировал присоединиться к инсургентам в Дагестане. «По уровню этих деталей можно видеть: на деле, будь у нас лучше налажен обмен информацией, была бы очень большая вероятность, что ситуация изменилась бы и [взрывов] можно было бы избежать», — сказал Китинг.
Правда, американские чиновники уверяют, что получили от России не слишком детальную информацию о семье Царнаевых. Китинг, напротив, заявил: в ФСБ ему показали досье, где были «имена, адреса, номера сотовых телефонов, аккаунты «айпадов», электронная почта, страницы в «Фейсбуке»… тот факт, что он пытался поехать в Палестину и иметь там дело с повстанцами, но не сумел достаточно хорошо выучить язык, и от плана пришлось отказаться». По версии ФСБ, тогда Тамерлан решил отправиться в Дагестан.
В четверг анонимный источник в разведслужбе США сообщил газете: «Мы не оспариваем то, как конгрессмен Китинг охарактеризовал информацию, предоставленную русскими». По словам источника, именно эта информация побудила ЦРУ включить Тамерлана в базу данных о потенциальных террористах. Но источник добавил: у США и России, похоже, разные мнения о том, какая информация в 2011 году была достаточной для ареста Тамерлана.
Китинг сказал: российская сторона попросила предупредить ее, если Тамерлан поедет в Россию. Но спецслужбы США не откликнулись, и российские власти сочли, что угрозы нет. ФСБ не отследила приезд Тамерлана в Дагестан, так как он въехал по киргизскому паспорту, а не по американским документам.
В тот же день, когда Китинг сделал свое заявление, отец Ибрагима Тодашева публично назвал агентов ФБР «бандитами» и потребовал суда над ними, отмечает газета.
Юрист-правозащитник Заурбек Садаханов, помогающий Тодашеву-старшему, не верит, что в Ибрагима стреляли только после того, как он набросился на агентов ФБР. «Стрелявший должен был стоять над ним, сбоку, и стрелял сверху вниз. Зачем им было стрелять в него 7 раз? Зачем им было стрелять в него со спины?» — говорит юрист, демонстрируя фотографии трупа.
«Садаханов также посеял сомнения в утверждениях Китинга, что ФСБ пыталась передать информацию, которая могла предотвратить взрывы», — пишет газета. Он напомнил: президент Путин в беседе с журналистами сказал, что российские спецслужбы не могли дать информацию американцам, так как Царнаевы не проживали в РФ и появлялись там лишь изредка.
Правда, российская пресса утверждала, что ФСБ усилила слежку за Тамерланом Царнаевым в 2012 году, пишет издание, ссылаясь на «Новую газету».
«История со смертью человека, который был знаком с Тамерланом Царнаевым, требует разъяснений» — так озаглавлена редакционная статья в The Washington Post. Издание отмечает: источники в правоохранительных органах сообщили журналистам противоречивые сведения о гибели Ибрагима Тодашева. «Многие из этих версий выставляют ФБР в дурном свете», — добавляет газета.
По широко распространенной версии, Тодашев сознался, что вместе с Царнаевым был причастен к тройному убийству в 2011 году. «Затем он совершил какой-то поступок, который спровоцировал агента ФБР, и тот его застрелил», — пишет издание. В среду выяснилось, что Тодашев был безоружен. Многие источники уверяют, что он перевернул стол. Звучат предположения, что Тодашев пытался схватить пистолет агента или самурайский меч, имевшийся в комнате. Есть версия, что агент был наедине с Тодашевым.
Отец Тодашева говорит, что его сына «казнили». Газета советует администрации США всеми силами «докопаться до сути произошедшего и немедленно обнародовать результаты расследования». Медлительное расследование или скупая информация будут на руку безумным конспирологам.
Газета задает и другие вопросы о действиях агентов ФБР: «Неужели они оставили самурайский меч в комнате, где шел допрос? Неужели с Тодашевым остался всего один человек? А если эти версии неверны, как оправдать стрельбу?»
В другой статье — «Отец чеченца говорит, что ФБР убило его сына, чтобы заткнуть ему рот» — The Washington Post подробнее останавливается на истории Тодашева. Отец также сказал, что перед этим Ибрагима много часов допрашивали об одном из подозреваемых в бостонских терактах, пишет журналист Уилл Ингланд. Ибрагим был знаком с Тамерланом Царнаевым, допрос, который закончился смертью Ибрагима, был третьим по счету (по крайней мере, так сказал отец, Абдулбаки Тодашев).
«В ранних сообщениях утверждалось, что у Тодашева было какое-то оружие, но в среду два сотрудника правоохранительных органов сообщили The Washington Post, что он не был вооружен», — пишет газета. ФБР заявило, что проводит расследование инцидента, которое может занять несколько месяцев.
Юрист Заурбек Садаханов из Чечни вопрошает: «Почему Тодашева трижды допрашивали без адвоката? Почему нет записи? Почему было сделано семь выстрелов? Почему американские полицейские считают, что могут делать, что им заблагорассудится?»
Тодашев-старший заявил, что ФБР не хотело возвращения его сына в Россию: «Может быть, мой сын знал какую-то информацию, распространения которой не хотела полиция. Они заткнули ему рот». Как говорит отец, Ибрагим не верил, что братья Царнаевы устроили взрывы. Отец также уверен, что Ибрагим был непричастен к тройному убийству в 2011 году.
Организатор пресс-конференции, журналист Максим Шевченко осудил «систематическое преследование чеченцев» в США и раскритиковал МИД России за то, что он не вступается за чеченцев.
Похожий заголовок находим в The Wall Street Journal — «Отец убитого чеченца выступил с нападками на ФБР». Тодашев-старший заявил, что фотографии трупа заставляют задуматься, как обращались с Ибрагимом на допросе, отмечают журналисты Пол Сонн и Джон Кэмп. ФБР воздержалось от комментариев.
Снимки сделаны в морге другом Тодашева, Хусеном Тарамовым. Неназванный информированный источник сказал, что изображение, видимо, правдиво отображает состояние тела. По словам Тарамова, тело собираются отправить в Российскую Федерацию для похорон.
Тодашев-старший и Рени Манукян, вдова Ибрагима, заявляют, что Ибрагим ни в чем не виноват и сотрудничал со следствием. Друзья и родственники Ибрагима не верят, что он был причастен к тройному убийству в 2011 году (по словам властей, он сознался в убийстве перед смертью).
Council on American-Islamic Relations (отделение во Флориде) требует провести независимое расследование, дабы выяснить, соблюдались ли права Тодашева и не было ли чрезмерного применения силы.
Российские правозащитники, участвовавшие в пресс-конференции Тодашева-старшего, вопрошают, почему почти никто из их американских коллег не занялся делом Ибрагима.
«Отец Ибрагима Тодашева: «бандиты» из ФБР убили моего сына» — эту видоизмененную цитату выносит в заголовок The Guardian. По некоторым сведениям, родственники Ибрагима Тодашева официально потребуют федерального расследования от властей США, утверждает журналист Ричард Ласкомб.
«Мы никого ни в чем не обвиняем, но мы хотим знать, как безоружный человек, которому не предъявлялось никаких обвинений, которого суд не признавал виновным, получил семь пуль, в том числе одну в голову, и был убит», — заявил Хассан Шибли, исполнительный директор флоридского отделения Council on American-Islamic Relations. По его словам, информированный источник сообщил этой организации, что Ибрагим был безоружен и что незадолго до стрельбы все агенты, кроме одного, покинули комнату.
ФБР воздерживается от комментариев и заявляет лишь, что «очень серьезно относится к любым инцидентам со стрельбой при участии наших агентов».
Вдова Ибрагима, Рени (в этой статье Reniya — Ред.) Манукян, публично заявила: у нее есть документы, доказывающие, что 11 сентября 2011 года (в день тройного убийства) муж был вместе с ней.
«В свежем номере Inspire, журнала «Аль-Каиды», восхваляются бостонские взрывы» — извещает в заголовке блог The Cable на сайте журнала Foreign Policy. Inspire — пропагандистское издание «Аль-Каиды на Аравийском полуострове», поясняет журналист Джон Хадсон, ссылаясь на материалы, предоставленные Middle East Media Research Institute (MEMRI).
В публикации военный командир этой организации Кассем аль-Рими заявляет, что безопасность американцев — в руках глупцов, которые правят путем гнета и агрессии, и грозит возмездием. По словам аль-Рими, бостонские взрывы, отравленные письма и прочее доказывают, что безопасность пошатнулась, так что «спасайтесь, если вам дорога ваша шкура».
«По некоторым сведениям, знакомый бостонского подозреваемого атаковал агента ФБР, прежде чем был застрелен» — так называется статья в The New York Times. Ибрагим Тодашев, используя стол, повалил агента ФБР на пол и метнулся к нему, держа в руке металлический стержень, после чего был обстрелян, пишут журналисты Майкл С. Шмидт и Эллен Барри, пересказывая слова неназванного «высокопоставленного сотрудника правоохранительных органов, которого ознакомили с делом».
Сообщение этого источника — самое детальное на момент публикации статьи, подчеркивает газета. Оно поступило спустя несколько часов после того, как отец Тодашева публично заявил, что его сын в момент гибели был безоружен.
Более ранние утверждения сотрудников федеральных правоохранительных органов противоречивы. Сначала было сказано, что у Ибрагима был нож. Позднее заявлялось, что Тодашев взъярился на агента и что в руках у него могла быть труба (либо ничего не было).
Вышеупомянутый высокопоставленный источник подтвердил: до стрельбы агент ФБР из Бостона и два следователя из полиции штата Массачусетс несколько часов допрашивали Ибрагима о его возможном участии в тройном убийстве в 2011 году. Тодашев сознался, что был причастен к убийству вместе с Тамерланом Царнаевым. Он начал писать признательные показания. Но, когда агент ФБР отвлекся, Тодашев схватил стол и швырнул им в агента.
Агент упал на пол. «Пытаясь встать, агент (от удара столом он получил рану лица, которую пришлось зашивать) выхватил пистолет и увидел, что Тодашев бежит к нему с металлическим стержнем, возможно, это была ручка от швабры», — пересказывает газета слова источника.
Агент несколько раз выстрелил в Тодашева. Того отбросило назад, но он снова бросился на агента. Агент выстрелил еще несколько раз и убил Тодашева. По словам источника, в комнате присутствовал также один из следователей, но он не стрелял.
«Согласно правилам ФБР, агенты могут стрелять в кого-то, если считают его опасным для себя или других людей», — отмечает газета.
«ФБР признало, что в момент его убийства друг Царнаева был безоружен. Были ли нарушены гражданские права?» — вопрошает в заголовке The Christian Science Monitor. Версия, что Ибрагим Тодашев накануне гибели махал самурайским мечом, опровергнута, полагает журналист Патрик Джонсон.
По словам экспертов, ФБР весьма заинтересовано в дотошном и прозрачном расследовании смерти Тодашева. «Это дело станет кормушкой для всех конспирологов на свете», — замечает Брайан Левин, директор Center for the Study of Hate & Extremism при Калифорнийском университете. «Это могло быть что угодно: нарушение прав человека, обоснованное применение силы, даже самоубийство руками полицейского. Но, похоже, у ФБР нет мотивов для убийства этого человека», — добавляет он.
На взгляд Левина, надо разобраться, что именно случилось в комнате: «Может быть, агент любил пострелять? Или справедливо испугался за свою жизнь, когда этот человек, владевший боевыми искусствами, перевернул стол и, возможно, попытался завладеть оружием агента? В таких случаях решение приходится принимать за долю секунды».
Специалисты по конституционному праву ставят другие вопросы: согласился ли Тодашев на допрос добровольно, почему его допрашивали дома, мог ли он прервать допрос сам.
Источник: inopressa.ru
31.05.13.