Это была одна из главных причин финансового краха Кипра. Согласно общепринятому мнению, средиземноморское государство не заслуживает спасения со стороны МВФ и Европейского Союза, потому что эта страна работала как машина по отмыванию денег для российской мафии и коррупционеров.
Немецкие дипломаты в кулуарах как минимум ссылались на данные немецкой разведки, согласно которым третья часть средств в кипрских банках была из России, преимущественно из сомнительных источников. Канцлер Германии перед приближающимися выборами не может позволить, чтобы на деньги налогоплательщиков спасали российскую организованную преступность. Дальнейшая судьба владельцев вкладов в двух крупнейших банках Кипра достаточно хорошо известна.
Кипрский бумеранг
Российские вклады на Кипре в самом деле значительны. Агентство Moody’s делало предположения, что в кипрских банках у россиян был 31 миллиард долларов. Из них 12 миллиардов принадлежали российским банкирам, 19 миллиардов — фирмам и частным лицам.
Островное государство также было одним из крупнейших инвесторов, вкладывающих средства в российскую экономику. Приток средств из России в банки Кипра фактически равнялся движению капитала в обратном направлении. В том числе поэтому российские эксперты утверждали, что в данном случае надо говорить не об отмывании денег, а об использовании более выгодного британского права.
Теперь появилось первое научное исследование, авторы которого пытаются найти ответ на вопрос, происходили ли те средства из легальных источников или нет. На портале EU Vox свою работу опубликовали экономисты Паиви Кархунен (Päivi Karhunen) и Светлана Ледяева из университета в финском Аалто и Джон Уолли (John Whalley) из Университета Западной Онтарио.
Из базы данных российского статистического управления исследователи вытащили сведения о более чем 20 тысячах фирмах с иностранным капиталом. Из них 49% были зарегистрированы в том или ином «налоговом рае», в частности 38% — на Кипре. Предполагается, что эти компании на самом деле принадлежат россиянам, просто зарегистрировавшим их за границей. Вторая группа принадлежала реальным иностранным хозяевам в США, Германии, Швеции и других странах.
Оказалось, что более 70% фирм работают в строительстве, почти 60% принадлежало реальным иностранным владельцам. В то же время 70% строительных фирм и 80% фирм из финансового сектора были фирмами с Кипра и Британских Виргинских островов.
Одно только это уже говорит о коррупции, потому что строительство и финансовые услуги с этой точки зрения относятся к секторам экономики с самыми большими рисками. Анализ адресов, по которым работали эти фирмы, также показал, что речь шла об одном из самых коррумпированных регионов.
Дело не в налогах, а в безопасности
Однако с выводами исследования не согласен Тим Уорстэлл (Tim Worstall) из лондонского Института Адама Смита. В журнале Forbes он приводит аргумент, что деньги идут через Кипр не для того, чтобы русские не платили налоги. «Подоходный налог — 13%, налог на прибыль юридических лиц — 20%. Это не те ставки, из-за которых надо создавать сложные цепочки из фирм», — пишет Уорстэлл.
Он считает, что в первую очередь здесь надо говорить о попытке защитить свое имущество. «Если вы иностранный инвестор, вы можете определить, где будет походить арбитраж. И за 10 лет я в России действительно не встречал никого, кто бы выбрал арбитраж в Москве. Лондон и Стокгольм — вот что выбирают», — утверждает Уорстэлл. Он считает, что это объясняет и упомянутые секторы экономики и коррумпированные регионы. Если вы хотите заниматься бизнесом в такой среде, вы как гарантию как раз и выберите регистрацию где-нибудь на Кипре, разворачивает логику исследования Уорстэлл.