Несмотря на огромную ресурсную базу и официальные заверения в своей надежности как партнера, Москва доказала, что она не чужда желанию нажиться на экспорте нефти и газа в свете глобальной тенденции повышения цен на энергоносители, сказал в своей речи в Конгрессе США 2 июня ведущий эксперт Фонда «Наследие» по проблемам России, Евразии и международной энергетической политики Ариэль Коэн.
Предоставить экспертную оценку по вопросам энергетической политики Ариэля Коэна пригласил подкомитет Конгресса по Европе и Евразии. На заседании также выступили посол Ричард Морнингстар , координатор по вопросам евразийской энергии в Госдепе, и посол Кит Смит из Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне, бывший посол США в Литве.
«Для союзников США опасно, что Кремль готов использовать энергоресурсы в качестве инструмента внешней политики. Конечно, страны ОПЕК также делают это постоянно (достаточно вспомнить два арабских нефтяных эмбарго против стран Запада, в 1973 и в 1979 гг., приведших к мировым экономическим кризисам)», — сказал член Экспертного совета Trend Коэн.
Россия, по его словам, также готова применить силу для достижения своих геоэкономических целей и для контроля над коридорами энергоносителей из региона Каспийского и Черного морей. Цели и методы России в этом вопросе были подтверждены задержками с поставками энергоресурсов Украине, Азербайджану, Белоруссии, Грузии и странам Балтии, и, частично войной в Грузии в 2008 году, сказал Коэн.
В ночь на 8 августа 2008 года в непризнанной республике Южная Осетия начались крупномасштабные военные действия. Грузинские войска вошли в Цхинвали. Позже российские войска заняли город и оттеснили грузинских военных на территорию Грузии. В конце августа Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии. В ответ Тбилиси разорвал дипломатические отношения с Москвой и объявил две непризнанные республики оккупированными территориями.
По мнению политолога, стратегической целью Москвы является предотвращение появления рядом со своими границами проамериканских режимов.
«Помимо этого, Кремль желает иметь контроль над экспортом нефти и газа и из соседних стран, пытаясь договориться об их прохождении через российские трубопроводы. В рамках своей стратегии Россия также выступает против любых проектов, которые могли бы обеспечить Европу альтернативными источниками и трассами снабжения углеводородов», — сказал эксперт.
Многие наблюдатели уверены, что международные амбиции Москвы делают ее геополитически сложным партнером в деле обеспечения энергоресурсами других стран, сказал он.
И вряд ли, по словам Коэна, Москва изменит свою позицию. Наоборот, тенденция к активному преследованию не только иностранцев, но и независимых российских энергетических предприятий на протяжении последнего десятилетия продолжается, считает эксперт.
Это доказывает второй приговор бывшему российскому нефтяному магнату Михаилу Ходорковскому, вынесенный в декабре 2010 года Хамовническим судом Москвы, сказал эксперт.
«Сомнительная природа этого дела стала еще более очевидной после разоблачений адвоката и блоггера Алексея Навального о коррупции в строительстве больших трубопроводов «Транснефти» в Восточной Сибири. Почти четыре миллиарда долларов США были украдены физическими лицами, близкими к Кремлю. Вместо того чтобы поблагодарить за разоблачение фактов коррупции, власти возбудили против Навального уголовное дело», — сказал Коэн.
По его словам, непрозрачный и несправедливый характер дела Ходорковского вызвал много критики со стороны западного руководства. В том числе, это явилось причиной заявлений президента Обамы, а также лидеров европейских стран, сказал эксперт.
«Дело Ходорковского подчеркивает тот факт, что правительство России, а не энергетические компании или международные рынки, определяют экономическую политику страны и, в частности в энергетическом секторе», — сказал Коэн.
Многие, по его словам, сегодня сомневаются, что Россия является ответственным нефтегазовым игроком, при том, что она не имеет серьезной конкуренции в доступе к такому верному источнику заработка, как продажа энергоресурсов.
Это подтверждается и историей изменения контрактов на разработку сахалинских и восточносибирских газовых месторождений, из которых были выброшены международные компании, считает эксперт.
«Спрос на энергоносители в Европе был очень высоким до недавнего экономического кризиса, и будет расти из-за текущей геополитической нестабильности на Ближнем Востоке, и после трагедии с японскими ядерными реакторами в Фукусиме», — сказал Коэн.
После разрушительного землетрясения и цунами 11 марта в Японии на расположенной на северо-востоке страны АЭС «Фукусима-1» была зафиксирована серия аварий, вызванных выходом из строя системы охлаждения. В результате инцидентов на АЭС было выявлено несколько утечек радиации, что заставило власти эвакуировать людей из 20-километровой зоны вокруг АЭС, ввести запрет на нахождение людей в зоне отчуждения, а также направить настоятельные рекомендации по эвакуации жителей ряда районов, расположенных в радиусе 30 километров и более от АЭС.
Позднее стала появляться информация об обнаружении в ряде районов Японии радиоактивных элементов, в частности изотопов йода и цезия в воздухе, морской и питьевой воде, а также в продуктах.
(«Trend News Agency«, Азербайджан)
05.06.11.