Препятствуя открытому расследованию по делу Литвиненко, Британия подыгрывает самым циничным путинским инстинктам
Похоже, Эдвард Сноуден парень умный. Поэтому он наверняка заметил парадоксальность того факта, что его жалобы на преследования со стороны американской судебной системы прозвучали в московском аэропорту. В мире мало правительств, которые нарушают закон и используют его в своих политических интересах с такой же безжалостностью и цинизмом, с какой это делает путинская Россия.
Но это еще не все парадоксы. Первоначальное стремление Сноудена как разоблачителя состояло в том, чтобы предать огласке деятельность всемогущих американских шпионов. Но Россия это государство, которым по сути дела управляют его спецслужбы. Путин бывший оперативный сотрудник КГБ. В кругу его приближенных доминируют шпионы и их закадычные дружки. А Россия, ставшая временной защитницей Сноудена, это идеальная иллюстрация его аргумента о том, что государство, попавшее в рабство к своим спецслужбам, страшное место.
За последние две недели три разных дела в России вывели на первый план ее пренебрежительное, а потому опасное отношение к закону. В каждом из них жертвами стали россияне или бывшие граждане России – однако последствия этих дел носят глобальный характер.
Читайте также: Дело Литвиненко — газеты против сокрытия информации
На прошлой неделе российский суд заочно признал Сергея Магнитского виновным в мошенничестве. На самом деле, слово «заочно» здесь не совсем подходит, потому что Магнитский не просто отсутствует – он мертв. В 2009 году его избили до смерти, когда он находился в изоляторе российской полиции. Его настоящее «преступление» заключалось в том, что Магнитский слишком активно и усердно боролся с коррупцией, и после смерти стал всемирной знаменитостью. Принятый в Америке «закон Магнитского» запрещает въезд на территорию США тем чиновникам, которые причастны к его убийству. Этот закон так разозлил и встревожил русских, что они посчитали необходимым «доказать» преступную сущность Магнитского, для чего устроили показательный процесс над мертвым человеком.
Алексей Навальный может стать следующей жертвой российской системы неправосудия. После московских протестов 2011 и 2012 годов он стал самым харизматичным лидером оппозиции, выступающей против путинизма. Остроумный, смелый, разбирающийся в интернете, а также обладающий популистскими и националистическими чертами Навальный представляет явную политическую опасность для путинизма. Российские власти открыто признают, что у процесса над Навальным и у смехотворных обвинений в незаконном присвоении денег имеется политическая подоплека. В этот четверг ему наверняка вынесут приговор, и возможно, он окажется за решеткой, как и другие заключенные, чья политическая активность вызвала неудовольствие у Путина.
Третья неправильность в отправлении правосудия случилась на прошлой неделе, когда в Лондоне было объявлено о том, что британское правительство отказывается от проведения открытого расследования по делу о смерти Александра Литвиненко, отравленного в 2006 году в столице Британии. Британия несколько лет пыталась добиться выдачи Андрея Лугового, подозревая его в убийстве Литвиненко. Сейчас Луговой является в Москве депутатом парламента. Потом были выдворения российских и британских дипломатов.
Также по теме: Связанным с делом Магнитского россиянам запрещен въезд а Британию
Но похоже, что Британия устала от всего этого дела со смертью Литвиненко и от того похолодания в отношениях, которое оно вызвало. В этом году британский коронер, которому было поручено провести расследование обстоятельств смерти Литвиненко, объявил, что он не в состоянии должным образом выполнить поставленную задачу, потому что ему не разрешают публично выслушать засекреченные показания, поскольку это нанесет вред национальной безопасности. Коронер предложил провести открытое расследование, которое могло бы конфиденциально заслушать такие показания. Но очевидно, это было слишком для правительства Британии, которое снова перебросило мяч на сторону коронера.
Похоже, что препятствия на пути открытого расследования по делу Литвиненко это чистой воды realpolitik. Россия важная страна. Британия нуждается в ее содействии и сотрудничестве по целому ряду вопросов, от вывода своих войск из Афганистана в 2014 году и войны в Сирии до борьбы с терроризмом и торговли. У британских компаний в России вложены крупные инвестиции. Есть и более узкие причины, связанные с подковерной борьбой между разведками России и Британии. На момент своей смерти Литвиненко работал на британскую разведку. Британское правительство считает, что раскрытие информации о его разведывательной работе станет подарком для России.
Эти аргументы надо воспринимать серьезно. Первостепенная задача британского правительства это защита жизни и интересов граждан Британии. Но иногда прагматизм берет верх над донкихотской принципиальностью.
Читайте также: Россия дирижировала убийством Литвиненко
И тем не менее, отказавшись от должного расследования дела Литвиненко, правительство недооценило те козыри, которые есть у него на руках в этой игре. Лондон стал вторым домом для многих членов российской элиты. Как показывают их возмущения из-за введения «закона Магнитского», они полагают, что обладают беспрепятственным доступом ко всем преимуществам жизни на Западе – от хороших школ до независимых судов. Британия свой «закон Магнитского» принимать не стала, однако заявила, что не будет давать визы 60 чиновникам, внесенным в список Магнитского. Однако это дело об убийстве, произошедшем на территории России. Наверное, в связи с убийством, совершенным в Лондоне, можно было с полным основанием принять более жесткие меры.
Уклонившись от расследования по делу Литвиненко, британцы также слишком узко смотрят на свои национальные интересы. Одно из величайших достоинств Британии это ее репутация страны, где существует власть закона и действуют нормы права. Всякий раз, когда российские олигархи начинают судиться друг с другом в лондонских судах, они отдают должное Британии за ее честность. И напротив, препятствуя открытому расследованию по делу Литвиненко, Британия подыгрывает самым циничным путинским инстинктам, показывая, что не существует такой вещи как господство права и борьба за правду как таковую, и что в конечном итоге важнее всего власть, страх и деньги. Но Британия должна быть выше этого.