Команда Бидзины Иванишвили шаг за шагом демонтирует реформаторские достижения Михеила Саакашвили в Грузии
Война на уничтожение премьера Бидзины Иванишвили против президента Михаила Саакашвили подвела черту под блестящим реформаторским проектом 2005-2012 годов, который позволил бедной и бесперспективной Грузии прямо на глазах стать современным модернизированным государством, привлекающим инвесторов и туристов отовсюду. Мировые рейтинги легкости ведения бизнеса, экономической свободы, восприятия коррупции и другие, показали успех молодой команды, менеджерами и идеологами которой были сам глава государства и Вано Мерабишвили.
О причинах, почему этот взлет грузины остановили, сказано немало, в том числе и в публикациях. Избиратели предпочли лозунги о социальной защите, справедливости, прогрессе без давления и контроля государства. Все это сопровождалось обещаниями дать денег — всем и много, но после того, как подсчитают бюллетени.
И все удалось, как было задумано. Иванишвили полгода назад получил большинство в парламенте и право возглавить правительство. И что это дало? В экономике — швах: практически полная остановка инфраструктурных проектов; уменьшение прямых иностранных инвестиций привели к стагнации. Президент горько пошутил, что если ситуация будет развиваться так и дальше, то премьер-министру придется «масштабно вкладывать в экономику личные деньги». Здесь стоит напомнить, что состояние Иванишвили составляют около $ 5 млрд, что лишь немногим меньше бюджета государства.
Вместо «улучшения», правительство взялось за демонтаж построенного Саакашвили. Одно из первых решений — возвращение в эфир российских телеканалов. Поэтому во власть потянулись «старые проверенные» кадры времен Шеварднадзе. Все «обиженные» превратились жертв авторитарного режима. «Воры» и коррупционеры вздохнули — они уже не являются главными врагами государства. Теперь все внимание полиции обращено на Мишу и его команду.
31 октября состоятся президентские выборы. Особой интриги здесь нет. Ни Саакашвили, дорабатывающий второй срок, ни Иванишвили, на гонки не пойдут. Первый не может, второй, по его словам, не хочет. Правительственная «Грузинская мечта» быстро определилась со своим кандидатом — им стал министр образования Гиорги Маргвелашвили. Выдвиженец от «Единого национального движения» Вано Мерабишвили, бывший глава МВД, который, собственно, и должен достаться аплодисменты за «полицейское чудо», получил взамен другое — абсурдные обвинения и арест. Мощная фигура из нынешней оппозиции была изъята из избирательного процесса.
Кстати, особой необходимости в этом не было. По последним социологическим исследованиям, любой кандидат «националов» проигрывает «мечтателям» примерно 40% против 10%. Многие избиратели еще не определились или не намерены идти на участки. Усталость от темпа реформ и социальный популизм — безотказное оружие в постсоветском мире, и Грузия, к сожалению, не исключение. Здесь еще крайне сильны пророссийские настроения ностальгирующих пенсионеров, которым мерещатся призраки «дружбы народов», испытывающим чувство самоуничижения, признающих собственную национальную неполноценность и желание вернуться в тень «старшего брата».
Оппозицию во главе с президентом (интересно, где есть в мире еще такие феномены?) загнали на обочину. В этой ситуации «национал» решили продемонстрировать демократию без границ и впервые в истории страны провели праймериз среди своих сторонников. Первый тур состоялся в начале июля. В соревновании приняли участие четыре претендента: экс-спикер и экс-министр иностранных дел Давид Бакрадзе, экс-министр по вопросам евроатлантической интеграции Гиорги Барамидзе, бывший председатель парламентской комиссии по восстановлению территориальной целостности Шота Малашхия и депутат парламентского меньшинства Зураб Джапаридзе. Голосование в трех регионах Грузии и прогнозы экспертов свидетельствуют, что явным фаворитом является 40-летний Бакрадзе.
Разумеется, президентский избирательный бюллетень будет длинным. Предполагается, что в перечне кандидатов будет фигурировать левый популист, лидер лейбористов Шалва Нателашвили, экс-спикер, кратура Кремля, Нино Бурджанадзе. Всемирно известный бас Паата Бурчуладзе, голос которого звучал в ведущих оперных залах мира, тоже получил предложение баллотироваться и пока еще «думает».
В кулуарах ходят разные слухи, чем займется глава государства после отставки. Михаилу Саакашвили лишь 45 лет, и не верится, что он согласится уйти на политическую пенсию. Все планы, конечно, полетели кувырком. И теперь, когда начались репрессии против ближайших соратников, а его лично шантажируют импичментом, вообще трудно что-то прогнозировать. Некие тайные планы есть и у экстравагантного главы правительства. Миллиардер Иванишвили уже заявил, что не будет оставаться в политике после того, как его оппонент покинет президентский дворец. Но что именно он будет делать, вернется в свою родную деревню Чорвила или будет жить во Франции, информации нет.
Как бы там ни было, единственное, чем сейчас занимается Иванишвили, «не первый, но и не второй политик» Грузии, — это методическое уничтожение партии Саакашвили: он дискредитирует все основные достижения «предшественников» и играет в опасные игры с Россией. Недавно, например, правительством было пущен пробный шар о возможном признании «паспортов» сепаратистских республик. Жителям отторгнутых русскими войсками территорий хотят разрешить пересекать границу по документам юридически несуществующих «независимых государств» Абхазии и Южной Осетии. Пока их признали только РФ, Венесуэла несколько крошечных островных государств Тихого Океана. Но если Тбилиси позволит пересекать свою границу по этим «документам», то что подумают в мире? Правильно: что грузины де-факто признали часть своей территории субъектом международного права.
В отношениях с Россией Иванишвили ведет себя как классический коллаборационист. В частности, заявляет, что Грузия в августе 2008 года «сама напала» на северного соседа, хотя накоплен огромный фактический материал, который доказывает, что российская оккупация предшествовала военной фазе конфликта, а не наоборот. При женевских переговоров с сепаратистами и РФ грузинские дипломаты, по требованию своего правительства, сдают все ключевые позиции. Выводят за скобки все темы, которые не нравятся Путину, как, например, признание территориальной целостности, требование возвращения беженцев в свои дома, зато охотно соглашаются на симулякры «дружбы» и «урегулирование», например возвращения на российский рынок вод, вина и … петрушки. Причем объемы того возвращения жалкие, никакого решающего влияния на экономику Грузии не будет иметь, однако деморализацию в обществе будут увеличивать.
Зачем Иванишвили стучит «кирпичом» по стране, которую не он строил? Ответ можно будет дать уже вскоре, когда будет выполнен важнейший пункт его политической программы – уход Саакашвили.
Вахтанг Кипиани
Источник: kavkasia.net
22.07.13.