«Если хотите узнать, где живут лучшие мусульмане уммы, проследите, куда летят стрелы кафиров»
Али ибн Абу Талиб
Духовный лидер и наставник
Хамзат Чумаков – самый популярный (если это слово можно употребить в отношении религиозного деятеля) имам в Ингушетии. Недавно он вернулся с Европы, где по приглашению вайнахской диаспоры встречался с молодежью и читал проповеди. Впрочем, его личное присутствие не является необходимым для тех, кто почитает его – они смотрят видеозаписи на сайте и приобретают диски с его проповедями.
Каждую пятницу не только Насыр-Кортская мечеть (где проповедует Хамзат), но и ее двор переполняются прихожанами. Те, кто не поместился даже во дворе, вместо поиска другой мечети, молятся за ограждением. Постоянное число посетителей – около 5 000 человек, среди которых гости и из соседних республик. Для небольшой ингушской мечети — это внушительной число.
Некоторые приходят «познакомиться» — наслушавшись баек о нем, они приходят, чтобы понять «собственноручно», кто же этот Чумаков Хамзат на самом деле. Другие приходят, чтобы послушать, а затем оклеветать его. Большинство же приходят, чтобы услышать своего единомышленника и духовного наставника. В основном это молодежь, которую затем не преминут заподозрить в радикализме или иных неугодных руководству взглядах.
Я считаю, что к Хамзату тянутся молодые сердца, которые чувствуют свою ответственность за происходящее в республике: беспредел, безработица, коррупция, экономический, социальный, политический кризис. Самый неблагополучный район в России. Они приходят, потому что устали от несправедливости, беззакония, государственного обмана, беспомощности. И только этот человек без лукавства и лицемерия говорит им: «Да, это так! Мы в беде». Более того, Хамзат указывает и разумные пути разрешения проблем: «Живите по Сунне, повинуйтесь Всевышнему, изменитесь в лучшую сторону – и ваше положение по воле Всевышнего изменится также».
Это мудрая тактика. Ведь чтобы вылечить болезнь, сначала нужно поставить диагноз и признать, что болезнь есть. «Истина – утешительна», сказано в хадисе. Поэтому думаю, что не ошибусь, если скажу, что к Хамзату, притягивающему своей харизмой, знаниями и мужеством, идут еще и за утешением…
Черный PR
Честно говоря, я никогда не встречалась с тем, чтобы имамы так открыто подвергались гонениям. В прямом смысле. В сентябре 2010 года на него было совершено покушение, окончившееся для Хамзата ампутацией ноги. Его прихожан притесняют и «дергают» повестками. Его не разрешают показывать по ингушскому национальному телевидению, в «черный список» которого входит еще несколько добросовестных и честных имамов Ингушетии. Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Если хотите узнать, где живут лучшие мусульмане уммы, проследите, куда летят стрелы кафиров». По той же аналогии в республике можно вычислить и правдивых имамов, и просто хороших людей, которые однозначно заслуживают доверия – в них обычно летят стрелы гнева руководства.
Одна из таких пролетела 21 июля, когда республиканские власти закрыли в Ингушетии доступ к сайту Хамзата Чумакова. Появилось сообщение, что у главы республики «состоялось расширенное совещание с участием аппарата совета безопасности, МВД и официального духовенства, на котором было решено о принятии кардинальных мер в отношении имама Насыр-Кортской мечети Хамзата Чумакова».
24 июля Хамзат был вызван в Администрацию главы республики. По свидетельству анонимного организатора: «До приезда Хамзата, муфтий Ингушетии Хамхоев, мэр Назрани Тумгоев, глава Администрации Насыр-Корта Кодзоев, и т1уркх (то есть главный в группе мюридов) Насыр-Корта Оздоев, долго совещались с Главой региона Евкуровым… Когда они вышли после своего интригоплетущего совещания, они приступили к реализации своих дешево запланированных планов. Когда Хамзат вошёл в зал, я понял, что он был явно не готов к такого рода «приёму», так как он развернулся, и демонстративно вышедши из зала, направился к выходу из нашей Администрации. Несколько человек побежали вслед за Хамзатом и убедили его остаться, сославшись на то, что с ним хочет побеседовать Глава Республики. Хамзат согласился, и вновь поднялся в зал. Однако, они вновь накинулись на Хамзата, как шакалы диких прерий. Глава Администрации Насыр-Корта Кодзоев и турхк Оздоев заявили: «Нашему селу не НУЖЕН и мы не ХОТИМ, чтобы ты был, и тем более читал проповеди в большой Насыр-Кортской мечети!».
Парадокс этой «антихамзатовской» политики состоит в том, что руководство своими мерами только еще больше привлекает людей к Хамзату. Поэтому долей своей «популярности» Хамзат «обязан» черной пиар-кампании, ведущейся против за него.
Случайный попутчик
Как бы там ни было, у меня сложилось впечатление, что Хамзат – далекий от этих вещей человек. Его цель – это возвышение слова Аллаха, и он ответственно выполняет возложенную на него обязанность. Я вспомнила случай, когда мы с родственником ехали с Назрани. На дороге голосовал один мальчик, и мы решили подвезти его. Оказалось, что он ехал в Магас.
Это был худой мальчик, лет двенадцати-тринадцати. Он был молчалив и грустен. Я никогда не видела таких глаз: казалось, что какая-то глубокая и вместе с тем свежая рана кровит в его душе. Он держал в руках папку бумаг. В которой, как оказалось, были свидетельство о смерти его отца и матери… Он был старший в семье, воспитывался бабушкой, дома были еще двое меньших братьев. И все жили на пенсию бабушки. Когда же мы поинтересовались, куда он едет, он ответил: «За закятом к Хамзату». Мне всегда тяжело удержать слезы, когда я вспоминаю этого мальчика. Я не разбираюсь в делах закята, но я думала о том, почему он должен проделывать такой длинный путь, чтобы получить свои заслуженные деньги? Плиево, Назрань, Магас… И как я была благодарна Хамзату за его честность, неравнодушие, заботу. Ведь несмотря на свои ограниченные средства, он все же находил способ помочь и другим.
Грядущий раскол
Мне бы, как и многим другим, как и самому Хамзату, меньше всего бы хотелось, чтобы теперь наше общество разделилось на тех, кто за, и на тех, кто против Хамзата Чумакова. Но видит Бог, создаются благоприятные для этого условия, и вместе с этим в республике, раздираемой общественными противоречиями, на одно из них становится больше. И это в месяц Рамадан!
От Абдуллаха Ибн Масъуда, передано: «Тот, в чьем присутствии был опорочен верующий, и он защитил его, то воздаст ему Аллах за это благом в дунья и Ахира. А тому, в чьем присутствии был опорочен верующий, и он не защитил его, Аллах воздаст ему злом в дунья и Ахира». Согласно этому, если все же людей ставить перед искусственным выбором, будьте уверены, что разумные люди выберут сторону хоть и не влиятельного политика, но честного, богобоязненного, правдивого имама, чем сторону лицемерия, коррупции и обмана, хоть и обладающей бОльшими полномочиями.
Видимо настало то время, о котором предупреждал Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует: время, когда людям рев осла будет приятней, чем голос призывающего к истине и добру человека. И как мы видим, все к неизбежному Часу готовятся по-своему.
Да наставит нас Всевышний на истинный путь!
Ася Гагиева
Источник: www.habar.org
27.07.13.