Главная » Все Новости » События » Сто причин для осенней дестабилизации на Кавказе

Сто причин для осенней дестабилизации на Кавказе

Сегодня Абхазия простилась со своим вторым президентом Сергеем Васильевичем Багапшем. Говорить о политических и личных качествах этого незаурядного человека, достойного представителя «старой школы» комсомольской и партийной работы, навыки которой во многом помогли ему и его команде найти и выдержать верный путь в тяжелые, а иногда страшные месяцы президентской кампании 2004 г., можно долго. Сказать хочется одно: Сергей Багапш был одним из немногих действительно интеллигентных людей в постсоветской политике, интеллигентных и интеллектуальных. Эти качества помогали ему выносить тот тяжкий груз ответственности – перед Абхазией, перед Россией, перед всем миром, которую накладывает на человека столь высокий пост и с которой он с Божией помощью справлялся.

Еще одно определение можно отнести, наверное, только к нему: лишь Сергею Васильевичу так хорошо и полно, без натяжки, подходило слово «положительный». Не будучи, как и все, святым, он был положительным, каких мало не только среди политиков, но и среди самых обычных граждан: простым в общении (и, как отмечают все журналисты и эксперты, на это его качество совсем не повлияли президентские обязанности), спокойным, добрым, доброжелательным, необидчивым, тактичным, рассудительным, терпеливым, не склонным рубить с плеча и размахивать топором войны. Его четко пророссийская ориентация, неприятие игр в «многовекторность» не вызывала никаких сомнений.

То, что осенью 2004 г. Абхазия не погрузилась в кошмар гражданской войны, пройдя буквально в волоске от этой перспективы, является заслугой главным образом именно Сергея Багапша и нынешнего вице-президента Александра Анкваба: они смогли найти слова и предложить механизмы, в конечном счете, устроившие всех. Тогда Сергей Васильевич стал консолидирующей фигурой, подобной которой в абхазском политическом поле сейчас просто нет, и это станет – вернее, уже становится – серьезной проблемой предстоящей предвыборной кампании.

О том, что Сергей Багапш страдает серьезной болезнью легких, стало известно еще несколько месяцев назад, однако в Сухуме предполагали, что состояние здоровья позволит главе государства оставить свой пост не ранее осени, передав полномочия замещающему его согласно Конституции Александру Анквабу, после чего последуют «плановые» досрочные президентские выборы. Теперь же, согласно закону «О выборах президента Республики Абхазия», новые выборы должны быть проведены в трехмесячный срок с момента досрочного прекращения президентских полномочий, т.е. не позднее 29 августа 2011 г. Однако внутриполитическая ситуация в Абхазии этому отнюдь не благоприятствует.

В республике, в т.ч. и среди представителей властных структур, нарастают нероссийские (назовем это так) настроения. С одной стороны, они возбуждаются неверной интерпретацией абхазской общественностью отдельных, порой действительно далеко не самых удачных, политико-экономических решений Российской Федерации (среди последних примеров — ситуация вокруг сухумского санатория МВО). С другой – возникают в результате активной политики внешних сил, действиями которых продиктована, в частности, позиция ряда политических и общественных сил Абхазии по вопросу о «геноциде черкесов». Судя по некоторым выступлениям, в т.ч. и в Москве, некоторые абхазские политики уже с трудом удерживаются от того, чтобы присоединиться к слаженному хору, в котором солирует трубный глас израильского раввина Аврома Шмулевича, выступающего в Тбилиси с открыто антироссийских позиций советника «черкесского движения».

Крайне сложна и ситуация в духовном поле Абхазии. По итогам состоявшегося 15 мая Церковно-народного собрания молодые абхазские священники о.Андрей (Ампар) и о.Дорофей (Дбар) фактически объявили о неподчинении главе Абхазской православной церкви о.Виссариону Аплиаа, поддерживаемому официальным Сухумом. Раскол в рядах православных активно поддержали «светские мусульмане», известные своей антироссийской позицией, да и просто полным отсутствием политической культуры, а также активисты неправительственных организаций прозападной и «прочеркесской» ориентации. Сторонники «самостоятельной абхазской церкви» прямо говорят о необходимости избавления от «диктата РПЦ» и создания собственной духовной структуры, демонстрируя непонимание как внутрицерковной, так и общеполитической ситуации.

Официальные и оппозиционные силы Абхазии дезориентированы внезапной смертью Сергея Багапша, не оставившего преемника. Абхазский политикум (учитывая, что Багапш был переизбран на второй президентский срок 12 декабря 2009 г.) не рассчитывал на столь скорое начало новой предвыборной кампании. С существенной долей вероятности можно предположить участие в досрочных выборах Александра Анкваба, премьер-министра Сергея Шамбы, а также лидера «антибагапшевской» националистической оппозиции Рауля Хаджимба (разумеется, есть и другие кандидаты, но основная борьба, по всей видимости, будет проходить между этими основными соперниками). При таком раскладе новым президентом Абхазии станет Александр Анкваб, безосновательно имеющий в некоторых московских кругах репутацию антироссийского политика. В то же время степень его общественной поддержки за последние годы, насколько можно судить, существенно снизилась. В 2005-2010 гг. Анкваб пережил в Абхазии четыре покушения – к счастью, неудачных — что свидетельствует о наличии достаточно жесткой оппозиции приходу этого политика во власть в качестве первого лица.

Пожалуй, ни один из кандидатов в силу ряда причин, в т.ч. личного характера, не способен стать компромиссной политической фигурой, каковой являлся покойный президент Багапш. В этой связи особую важность приобретает позиция РФ. Крайне опасным для всей ситуации на Кавказе станет повторение ошибок 2004 г., когда официальная Москва, вопреки мнению большинства жителей Абхазии, выказала открытую поддержку ставленнику коррумпированного окружения первого президента РА Владислава Ардзинбы Раулю Хаджимбе, однако была вынуждена смириться с победой Сергея Багапша.

В нынешней ситуации России следовало бы, по крайней мере, не мешать избранию на пост президента Александра Анкваба, который является сильной политической фигурой, способной проводить достаточно жесткую внутреннюю политику, в т.ч. обуздать преступность, которая вновь стала одной из наиболее болезненных проблем Абхазии, что совсем не кстати ни в преддверии сочинской олимпиады, ни для развития абхазской государственности вообще. Тандем президента Анкваба — вице-президента Шамбы, даже при наличии определенных личных трений между политиками, пожалуй, будет воспринят абхазским обществом.

Предвыборная кампания в Абхазии будет проходить практически в те же сроки, что и президентская кампания в Республике Южная Осетия, где выборы состоятся в ноябре 2011 г. У Эдуарда Кокойты, который, отработав два президентских срока, согласно законодательству, больше не может баллотироваться на высший государственный пост, также нет преемника. Две серьезных кампании, итоги которых определят политическое будущее Абхазии и Южной Осетии на ближайшую пятилетку, а также совпавшая по времени с этими событиями активизация исламистского подполья в Северной Осетии и грузинская истерия вокруг «геноцида черкесов», являются серьезными факторами дестабилизации обстановки на Кавказе. На все это следует обратить самое пристальное внимание. Конечно, все эти процессы обусловлены не связанными друг с другом причинами. Но кому легче от того, что политические расклады определяют иногда довольно странные случайности и совпадения?

Яна Амелина, начальник сектора кавказских исследований РИСИ, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

http://journal-neo.com/?q=ru%2Fnode%2F6896

02.06.2011