Не сомневаюсь, что большинство граждан с восторгом приняли новость о крахе проекта превращения футбольного клуба «Анжи» в суперклуб европейского масштаба. Я не говорю о таких лежащих на поверхности вещах, как ненависть к Кавказу и тем более к богатым кавказцам. Но помимо этого гражданам просто не нравится, когда кто-то тратит, как Керимов, десятки миллионов во всех валютах на так называемую забаву.
Никого не волнует, что тратит Керимов не бюджетные деньги, не деньги госкорпораций и монополий — а свои собственные. Граждане уверены, что эти деньги Керимов должен был раздать им. Выйти на площадь с громадным мешком и раздать. А желательно раздать вообще все деньги, какие у него есть. Потому что граждане уверены, что все миллионеры, а тем более миллиардеры — жулики.
Поэтому крах любого миллиардерского проекта, не связанного с прямой раздачей денег населению, и воспринимается с восторгом. Но это — в общем. А в частности граждане не понимают, что деньги, которые тратятся на тот же футбол, никогда не будут потрачены не помощь бедным. Потому что тратить на футбол интереснее. Впрочем, штука в том, что тратил Керимов не только на футбол. Просто денег у человека довольно много. Эти миллионы шли на проект «Анжи», а другие миллионы — на кучу других проектов, в том числе социальных.
Керимов — не альтруист и не думаю, что он помогал Дагестану только потому, что это край родной. Но сентиментального и романтического в его деятельности было, судя по всему, действительно немало.
Дагестан — один из самых бедных регионов России и самый опасный. И Керимов придумал для своего народа красивую сказку. Футбол любим и понятен везде. Поэтому создать в бедном и опасном регионе сильный футбольный клуб — это и вправду очень красивая сказка. Это попытка придумать для Дагестана еще какую-то ассоциацию, кроме взрывающихся фугасов. Придумать что-то, понятное даже в мировом масштабе. Но не вышло. И не могло выйти.
Потому что европейский суперклуб в Дагестане — это сюрреализм даже для нас. А в мире это воспринималось, ну, как суперклуб из Триполи, Кабула или Багдада. УЕФА так и не разрешила проводить в Махачкале международные матчи. Но ведь и сам Керимов так и не решился перебазировать «Анжи» в Махачкалу. Команда жила и тренировалась в Москве, а в Дагестан прилетала только играть — как группа волшебников в голубом вертолете. Но теперь у вертолета кончился бензин. Вот и сказочке конец. Можно радоваться краху ненавистного «Онжи».
Вот только чему радоваться-то? Богаче народ Дагестана все равно от этого не станет, а радости — хотя бы футбольной — у него не будет. Дагестан так и будет ассоциироваться с фугасами. А футбол наш потерял один из немногих частных клубов и будет и дальше жить на деньги из бюджета и от госкорпораций.
Источник: www.echo.msk.ru
07.08.13.