Согласно президенту Грузии, в рамках саммита СНГ в феврале 2008 года он встретился с президентом РФ Путиным, который спросил его, готова ли Грузия к результатам, которые последуют за признанием западными странами Косова. В ответ на это, рассказал Саакашвили, он отметил, что позиция Грузии по вопросу Косово отличается от позиции западных стран.
«Вам будет не очень больно… расслабьтесь, а мы сделаем то, что надо делать, говорит мне он (Путин)…Мы сказали, что мы готовы отказаться от НАТО… Мы готовы по договору отказаться от продвинувшихся вперед отношений с США, если вы поможете в (достижении) прогресса на (отколовшихся) территориях. Путин посмотрел, улыбнулся и сказал: «Парни, мы не меняем ваши территории на вашу геополитическую ориентацию»», – заявил Саакашвили.
Президент Грузии также утверждает, что в июне 2008 года он предложил России разделить сферы влияния в Абхазии. В частности, согласно его предложению, Гальский и Очамчирский районы должны были передти под контроль Тбилиси, а расположенные севернее Очамчире территории, включая Сухуми, перешли бы под де-факто контроль России.
Тем не менее, по словам Саакашвили, Россия не шла на уступки по вопросу Абхазии и Цхинвальскому региону, и его попытки «не дать случиться войне» не принесли результатов.
В свою очередь в эксклюзивном интервью «Рустави 2», говоря о стремлении Грузии в НАТО, российский премьер не упомянул о предложении Саакашвили пойти на уступку России в данном вопросе. В то же время, Дмитрий Медведев не скрыл, что «РФ не приветствут членство Грузии в НАТО».
«Мы исходим не из ваших подходов, а исходим из наших подходов…Если Грузия или какая-то другая страна – неважно, Украина, какая-то еще страна – становится членом соответствующего военно-политического альянса, мы этот факт не можем игнорировать», – заявил российский премьер.
По словам Медведева, вступление в НАТО «плохо и для Грузии».
«Это ничего не добавит Грузии как суверенному, хорошо развивающемуся государству, но в то же время создаст долгосрочный, долговременный источник напряженности между нашими странами», – отметил российский премьер.
Одновременно Медведев опроверг мнение, что РФ мешает вступлению Грузии в Североатлантический альянс и заявил, что решение по поводу присоединения к Альянсу новых стран принимается государствами-членами НАТО.
«Мы не влияем на их решения. Поэтому это будет находиться в компетенции самого Североатлантического альянса. Другое дело – я считаю, об этом должны тоже думать и граждане Грузии, и ваше руководство, – что надо задуматься: а насколько вообще для Европы присоединение Грузии к НАТО было бы полезным? Там ведь тоже политики об этом думают», – сказал Медведев.
В то же время, российский премьер считает, что членство Грузии в Евразийском союзе, «это – хороший способ интеграции экономик» РФ и Грузии.
«Почему это может быть интересно и для Грузии, и для других стран? Потому что мы – соседи. Мы с вами никогда не будем соседями Соединенных Штатов Америки, что бы ни происходило…Можно быть партнерами и даже нужно быть партнерами, но соседями мы не будем, а наиболее высокая степень интеграции экономической все-таки достигается, когда люди живут по соседству», – пояснил премьер-министр России.
Кто кого избегал?
В интервью «Рустави 2» Саакашвили также вспомнил свои встречи в 2008 году с тогдашним президентом России Дмитрием Медведевым, о которых ранее в разных интервью рассказал и сам Медведев. Примечательно, что Медведев говорил, что во всех случаях, встречи с Саакашвили были позитивными, что они даже договорились встретиться еще раз, но затем «он (Саакашвили) пропал со связи».
«И я даже спрашивал у одного своего помощника, выходил ли кто-то из аппарата грузинского президента по поводу встречи, потому что мы планировали. Он говорит: нет, никаких сообщений не было, они, говорит, молчат. А потом произошло то, что произошло», – вспоминал Медведев в интервью российскому телеканалу «Russia Today», которое транслировалась в предверии пятой годовщины августовской войны.
В интервью «Рустави 2» Саакашвили опроверг данное утверждение российского премьера. По его словам, он дважды пытался связаться с Медведевым, и оба раза его соединяли с Владимиром Путиным, который был в то время премьер-министром. «Вроде того, когда дети звонят друзьям, и их родители не подпускают их к телефону», – отметил Саакашвили.
Также будучи в Астане, заявил грузинский лидер, Медведев избегал его, однако в конце концов, как утверждает Саакашвили, ему удалось уговорить присуствующих в Астане лидеров государств СНГ «пойти на дискотеку», при этом, как говорит Саакашвили, Дмитрий Медведев поддержал данное предложение. Согласно президенту Грузии, его целью было найти возможность пообщаться с Медведевым в «неформальной обстановке».
«Мы поехали на дискотеку…Медведев стал танцевать…, я тоже к нему присоединился и потом вывел его, посадил рядом с собой и говорю: «Мы же договорились встретиться в Сочи, а я никак не могу к вам пробиться». А он мне ответил: «Михаил, ты мне очень нравишься, мы одного возраста, у нас одинаковое образование, то есть юридическое, Нам нравится одна и та же музыка… Но в Москве другие правила, и я их не устанавливаю…» Я ему говорю, что между нашими странами ситуация такая, что хуже просто не может быть. Он посмотрел на меня и говорит: «А тут ты ошибаешься. Вот увидешь, очень скоро будет намного хуже». А потом, видно понял, что сказал лишнего и убежал», – заявил президент Грузии.
Роль США во время войны
В то время, как Медведев заявил «Рустави 2», что позиция Запада, в том числе обещания принять Грузию в НАТО, сыграли решающую роль «в отношении некоторых сумбурных решений (грузинского руководства), которые переросли в преступную авантюру», Саакашвили заявил, что как раз отсуствие реагирования со стороны запада и повлияло на решение РФ начать войну с Грузией.
По словам грузинского президента, тогдашняя госсекретарь США Кондолиза Райс не верила, что Россия начнет войну с Грузией. «Мы предупреждали, что начнется война, и они говорили нам, что на то нет шансов. Любимой фразой Кондолизы Райс была: «Знаю русских, они не сделают этого»».
В то же время, Саакашвили признал, что после того как РФ начала военную интервенцию, Грузию «спасли» Соединенные Штаты. В частности, то, что грузинские войска сумели своим сопротивлением остановить продвижение российских военных, согласно грузинскому лидеру, дало возможность «выиграть время» и подключить международное сообщество к происходящему. Также, по словам Саакашвили, отправка Соединенными Штатами военного коробля в Грузию стала «сигналом» для России.
«В конечном итоге, дипломатия и Шестой флот США остановили русских. Вы на самом деле верите, что (Россия) не хотела захватить Тбилиси? Они сказали Кондолизе Райс еще в 2007 году…, что их целью было полное уничтожение Грузии», – заявил Саакашвили.
Ранее Медведев заявил, что «основной целью» военного вмешательства РФ было «разоружение противника до такой степени, чтобы он перестал истреблять людей», и что в Москве не имели планов входить в Тбилиси.
Что потом?
Относительно будущего российско-грузинских отношений, Саакашвили и Медведев зафиксировали также абсолютно различные точки зрения. Российский премьер заявил, что испытывает оптимизм, так как со сменой власти в руководстве Грузии оказались люди с «прагматичной позицией».
«Политики должны быть прагматичны, должны принимать решения сообразно ситуации и не допускать роковых ошибок, стараться разрешать все вопросы в законодательном поле, с учетом международного права. За столом переговоров, а не путем давления или апелляции к каким-то авторитетам заокеанским», — пояснил Медведев.
В то же время, Саакашвили считает, опираясь на «собственный опыт», а также на опыт предыдущего президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе, что с Россией невозможно договориться в том случае, если для политика важна государственность Грузии.
«Перед грузинской нацией… стоит конкретный выбор. Если грузинская нация желает отказаться от очень важной части своей территории, если грузинская нация желает отказаться от надежды на реальное развитие в будущем – потому, что евроатлантическое пространство подразумевает это… Если Грузия готова отказаться от своего внутреннего выбора потому, что Евразийский союз означает, что они устанавливают тебе правила игры, тогда, естественно, определенные возможности с Россией уже есть», – заявил президент Грузии и повторил свое обвинение против грузинского премьера Бидзины Иванишвили по поводу того, что он получил 2 миллиарда долларов США из РФ.
Напомним, в своем телевизионном выступлении 20 июля грузинский президент отметил, что после начала политической карьеры в октябре 2011 года Иванишвили сумел продать свои активы в РФ за «два миллиарда долларов». По словам Саакашвили, эта цена превышает их реальную стоимость, и данная сделка была бы невозможной без участия президента России Владимира Путина и что, будучи «должником Кремля», Иванишвили придется пойти на те уступки перед Россией, которые были неприемлемы для правительства Саакашвили.
«У нас есть политические партии, которые открыто финансируются из России, этого не скрывают они сами и прямо повторяют их (российскую) пропаганду… На прошлых выборах ведь дали им 2 млрд. долларов США», – сказал Саакашвили.
Президент Грузии считает, что «единственным правильным вариантом» для Грузии является «достойное развитие». Саакашвили заявил, что все попытки добиться расположения России, ведя политику со «склоненной головой», тщетны и приведут к разрушению грузинской государственности.
Источник: www.golos-ameriki.ru
10.08.13.