Гарри Каспаров: Путин жаждет международного признания в Сочи, но он не должен его получить.
Владимир Путин ждет личного триумфа на Олимпиаде в Сочи, но этого нельзя допустить, уверен Гарри Каспаров. В своей статье для The Daily Beast он призвал предоставить состязания спортсменам, а мировых лидеров, знаменитостей и спонсоров бойкотировать Олимпиаду. Мы предлагаем вам авторский перевод текста.
У президента Обамы было достаточно причин для отмены запланированной на сентябрь встречи с президентом России Владимиром Путиным, но последней каплей стало предоставление российскими властями убежища беглому разоблачителю из Агентства национальной безопасности США Эдварду Сноудену. Освещение этих событий в западной прессе указывает на ее ограниченный интерес к России. Список дел Путина, идущих вразрез с интересами Америки и Европы, достаточно велик, начиная с его действий в отношении Сирии и Ирана и заканчивая политикой в области противоракетной обороны. Но до этого Обама мог себе позволить сидеть напротив Путина и вести разговоры о дружбе и сотрудничестве, не обращая особого внимания на нарушение прав человека в России.
Возможно, Путин использовал незначительную фигуру Сноудена, чтобы подтолкнуть Обаму к противостоянию. Но делать правильные шаги по ложному поводу лучше, чем не делать ничего. Американский сенатор Джон Маккейн, выступая по телевизору, призвал Обаму к активному распространению «акта Магнитского», который, будучи широко распространенным и грамотно реализованным в Европе, где так много друзей Путина любят отдыхать и тратить деньги, мог бы пошатнуть его власть.
Можно обнаружить связь между реакцией мировой общественности на принятие антигейского закона с недавней вспышкой международного осуждения зимних Олимпийских игр 2014 года, которые должны пройти на российском черноморском курорте Сочи в феврале следующего года. Многочисленные протесты как в Интернете, так и на улицах США, Европы, Австралии и других стран стали ответом на жесткий закон против геев, принятый в нашей стране в июне.
Его принятие стоит в одном ряду с посягательством на свободу слова и другие конституционные права человека в путинской России, оно продиктовано политически удобным, но безнравственным сотрудничеством Кремля и Русской православной церкви. Этот закон о «гомосексуальной пропаганде» — самый широкий из серии подобных законов России, где геи привычно становятся жертвами официальной и неофициальной дискриминации, унижений и насилия.
Несмотря на то, что Россия является участником различных европейских и международных конвенций, которые запрещают такую дискриминацию, данный факт в значительной степени игнорируется ЕС и его так называемым руководством. Поэтому очень приятно видеть, как артисты, активисты и рядовые граждане с различными взглядами встают на защиту прав человека в России, в том числе прав геев. Такие разные люди, как Тильда Суинтон, Леди Гага и Стивен Фрай, выступили с публичными заявлениями. Кроме того, Фрай написал красноречивое письмо Международному олимпийскому комитету и премьер-министру Дэвиду Кэмерону с предложением перенести или бойкотировать Игры в Сочи.
Существует много причин, по которым в Сочи вообще не нужно было проводить Олимпиаду. На этом субтропическом летнем курорте даже зимой температура редко приближается к нулю. Вдобавок в Сочи на 4 июля 2007 года, когда этот город неожиданно получил право на проведение Игр, обойдя Зальцбург и Пхёнчхан, полностью отсутствовала необходимая инфраструктура. С самого начала было ясно, что Олимпиада обернется гуманитарной и экологической катастрофой для всего региона.
Сочи граничит с Северным Кавказом, очагом и исламистского терроризма, и российской военной жестокости, знаменитым регулярными взрывами в Дагестане и ужасными чеченскими войнами последних десятилетий.
Кремль инвестировал в проект «Сочи» гораздо больше, чем просто деньги. Во время недолгой войны с Грузией в 2008 году силой были присоединены территории Абхазии и Северной Осетии. Сочи находится в 30 километрах от оккупированной Россией Абхазии, которая, между прочим, все еще является территорией Грузии, и Олимпиада — удачная возможность обезопасить слабый фланг и вложить дополнительные средства в строительство олимпийских объектов. Олимпийская деревня находится всего в пяти километрах от границы Абхазии и построена рядом со старинным кладбищем. Многие дома и предприятия сочинцев были уничтожены, а близлежащая территория превращена в зону экологического бедствия, состояние которой будет только ухудшаться после того, как все разъедутся через несколько минут после погашения олимпийского факела.
Путинский режим всегда интересовало только одно — деньги. В частности то, как переместить их на банковские счета союзников Путина. Я уже описывал наше нынешнее государственное устройство как безнравственное сочетание Адама Смита и Карла Маркса, в котором затраты национализированы, а прибыли приватизированы. Проведение Олимпийских игр, которые в России пройдут впервые (Игры 1980-го в Москве приходили в СССР), являются идеальным способом переложить десятки миллиардов долларов из казны и государственных банков в частные руки.
Все объекты, от инфраструктуры до отелей и мест общественного питания, строятся компаниями, подобранными режимом. Вероятно, имена многих ближайших приятелей Путина прозвучат во время «погони за золотом» в Сочи немного раньше времени. Затраты далеко перешагнули обещанные 12 миллиардов долларов, по оценке, приблизившись к 50 миллиардам, и превзошли по стоимости даже Летние игры в Пекине 2008 года. Согласно данным The Economist, только компании верного дружка Путина Аркадия Ротенберга получили контрактов на 7,4 миллиарда долларов. Вся зимняя Олимпиада в Ванкувере 2010 года стоила 6 миллиардов.
Члены МОКа должны были очень доверять России, чтобы допустить проведение Игр в Сочи при наличии таких препятствий. Многие из моих коллег в оппозиции и я были против заявки на проведение Игр в Сочи с самого начала. Мы написали петицию в МОК с предложением перенести Игры, пока не стало слишком поздно. На сегодняшний день подобное перемещение уже невозможно, но это не означает, что пора сдаться. Как профессиональный спортсмен, представлявший сначала Советский Союз, а затем Россию, я не могу приветствовать бойкот Сочи олимпийскими командами.
Подобные действия несправедливо наказывают спортсменов вне зависимости от их личных взглядов. Я в молодости сам едва не стал жертвой «спортивной политики». В 1983 году мне сказали, что я не могу отправиться в Пасадену на матч претендентов против бежавшего из Советского Союза Виктора Корчного. Я был первоначально наказан за неявку, но мне повезло: в конце концов матч перенесли в Лондон, где я победил, после чего продолжил восхождение к чемпионскому титулу, завоеванному в 1985 году. Не представляю, что было бы с моей карьерой, если бы мне пришлось ждать еще три года, чтобы бросить вызов Карпову. Советское руководство тогда уже планировало бойкот Летних игр 1984 года в Лос-Анджелесе в отместку за бойкот Соединенными Штатами Игр 1980 года в Москве.
Я твердо верю в способность спорта разрушать барьеры и границы. Спортсмены должны отправиться в Сочи. Пусть они побьют многие рекорды и принесут радость болельщикам всего мира. Но спорт — это часть культуры, жизни, и здесь у спортсменов, болельщиков и прессы есть возможность оказать влияние на ситуацию с правами человека в России.
Министр спорта России Виталий Мутко и несколько депутатов Думы говорили недавно, что, несмотря на сбивчивые обещания МОКа, закон о «гомосексуальной пропаганде» будет действовать и спортсмены в Сочи «столкнутся с последствиями», если нарушат его. Однако я серьезно сомневаюсь, что полиция в Сочи рискнет принимать какие бы то ни было меры к иностранным гостям перед лицом всего мира.
Все помнят, как американские спринтеры Джон Карлос и Томми Смит, стоя на пьедестале почета в Мехико в 1968 году, во время исполнения американского гимна опустили головы и подняли сжатые кулаки в черных перчатках в знак протеста против расизма в США. Сочи будет готов к подобным жестам. Так что я надеюсь, что приехавшие на Игры будут размахивать радужными флагами и высказываться в защиту свободы слова и против ненависти и нетерпимости. Телеканалы должны обсуждать закон и то, что значит быть геем в путинской России. Спонсоры должны включить правозащитную и ЛГБТ-тематику в свою олимпийскую рекламу. Конечно, решение участвовать в этом каждый принимает сам, но на Западе, в отличие от России, политики и спонсоры слушают людей.
Бойкот Сочи, который необходим, — это бойкот Игр мировыми лидерами, знаменитостями и спонсорами, высшими исполнительными лицами и болельщиками. Не нужно приезжать в Сочи и сидеть рядом с Путиным, делая вид, что этот мир отделен от созданного им полицейского государства. Пусть места на стадионах останутся свободными, особенно ВИП-секции, которые, как надеется Путин, будут заполнены президентами и премьер-министрами.
Как отмечает в письме Стивен Фрай, мировое избрание Берлина местом проведения Игр в 1936 году добавило Гитлеру уверенности (Сегодня политически некорректно говорить об этом, но вся олимпийская команда Франции вскинула руки в нацистском приветствии, когда они проходили мимо фюрера во время церемонии открытия). К 1936 году правительство, возглавляемое Гитлером, уже открыто, на законодательном уровне, преследовало евреев, цыган, гомосексуалистов и политических оппонентов. Аналогичной модели поведения придерживается и Путин. Позволять диктаторам делать то, что они хотят, в надежде добиться их расположения всегда ошибочно. Это опускает вас до их уровня и делает сообщником их преступлений.
Путин жаждет международного признания в Сочи, но он не должен его получить. Пусть места на сочинских ВИП-трибунах будут заполнены олигархами и подхалимами, которым он платит, а не лидерами свободного мира. Политики не должны использовать спортсменов как щит для прикрытия собственной трусости.
Мир будет наблюдать!
Источник: www.kasparov.ru
20.08.13.