О том, как мало изменилась Москва за последние 45 лет, говорит реакция полиции на акцию российских активистов в память о демонстрации 1968 года. Они пришли на Красную площадь напомнить о советских диссидентах, которые в 1968 году здесь же протестовали в знак несогласия с вторжением в Чехословакию. Сегодня полиция задержала активистов быстрее, чем тогда.
На Красной площади полиция в общей сложности задержала десять человек, теперь им грозят высокие штрафы.
На том же месте против оккупации Чехословакии проходил протест и в 1968 году. Однако нынешнему режиму во главе с президентом Владимиром Путиным напоминание о тех событиях, очевидно, мешает так же, как во времена Леонида Брежнева. Когда в полдень группа активистов, среди которых была и участница протеста 1968 года Наталья Горбаневская, пришла вспомнить о 45-й годовщине того выступления, в происходящее вмешалась полиция. Как сообщает сайт телеканала «Дождь», полицейские действовали еще быстрее, чем 45 лет назад.
Активисты с транспарантом, развернувшие тот самый лозунг первого протеста «За нашу и вашу свободу!», были задержаны полицией через четыре минуты. Им грозят «только» высокие штрафы за неразрешенный митинг. «Мы получим повестку в суд на 29-е. Всем грозит штраф, около 30 тысяч рублей. Это нарушение правил проведения и организации митингов, но, конечно, не было никакого митинга», — сказала в интервью «Чешскому радио» (Český rozhlas) спустя несколько часов после того, как ее отпустили из участка, богемистка Нина Фальковская, дочь одного из «восьми смелых» демонстрантов 1968 года.
Читайте также: Болотное дело — очередная точка «бифуркации» для России
Но, в отличие от ситуации в 1968 году, за всем происходящим следили российские СМИ, которые теперь по крайней мере могли информировать об акции и вмешательстве полиции.
Наказания были высокими: годы тюрьмы, психиатрия, эмиграция
Это была одна из самых известных акций российского гражданского общества и диссидентов за десятки лет, когда у власти были коммунисты. Демонстрация на Красной площади в 1968 году в знак протеста против вторжения в Чехословакию войск стран Варшавского договора во главе с Советским Союзом.
Участники демонстрации тогда собрались у Лобного места перед Собором Василия Блаженного на Красной площади. Протест начался в полдень, пришли восемь человек: лингвист Константин Бабицкий, поэт Вадим Делоне, рабочий Владимир Дремлюга, специалист по английской филологии Виктор Файнберг, поэт и переводчик Наталья Горбаневская, физик Павел Литвинов, лингвист Лариса Богораз и Татьяна Баева. С собой у них был небольшой чехословацкий флаг и транспаранты с разными лозунгами, в том числе с самым известным: «За нашу и вашу свободу!»
Демонстрацию молниеносно прекратили сотрудники КГБ. Участники были осуждены на несколько лет лишения свободы. Виктор Файнберг и Наталья Горбаневская были отправлены на психиатрическое лечение. После того, как их отпустили, большинство участников акции протеста эмигрировали во Францию и Соединенные Штаты Америки. Их протест и сегодня для прозападной части российского общества является одним из символов сопротивления коммунизму.
Комментарии читателей
idnes.cz
Петр Свобода (Petr Svoboda)
Так в России еще хуже, чем я думал.
Алеш Прохазка (Ales Prochazka)
Если в комментариях вы напишете что-то против России и против того, что Земан с русскими хочет заключить пакт, то сразу же получите ответ, что Россией зря пугают и что она изменилась. Так что, это был очевидный пример того, как они изменились. Если бы там был несогласованный манифест в поддержку Путина, все было бы ОК.
Мария Зелена (Marie Zelená)
Порядочные русские за все, что связано с 1968 годом, извиняться не должны, а от остальных порядочный гражданин Чехии и Словакии никакого извинения не принял бы ни тогда, ни сегодня. Как-то так.
Милан Комерс (Milan Komers)
Тот, кто то трагическое время не прочувствовал на собственной коже, с трудом поймет, если вообще сможет понять, значение и влияние тех событий на то поколение. И тем, кто родился на целые десятилетия позже, бесполезно объяснять, что все это значило для нас, очевидцев. Это был страшно короткий отрывок нашей истории, но я рад, что я смог его прожить. Ведь это было время, когда я действительно гордился тем, что я гражданин Чехословакии.
Мирослав Бенеш (Miroslav Beneš)
Нравы и методы в России не изменятся. Никогда.
Якуб Замазал (Jakub Zamazal)
Ну, в чем-то Москва изменилась. Они стали быстрее и последовательнее. К сожалению…
Бронислав Шимоник (Bronislav Šimoník)
Действиями в Москве Россия ясно продемонстрировала, насколько искренними были их «извинения» за оккупацию в августе 1968.
Ihned.cz
Всеволод Пытликов (Vsevolod Pytlikov)
Ну, так никакого «Темелина» не будет, товарищи!
Петр Когоут (Petr Kohout)
Почему они не попросили разрешения на демонстрацию? Потому что они ХОТЕЛИ, чтобы их задержали. Они не хотели напоминать об августовском нападении на Чехословакию — надо было еще раз ударить по современной России.
R
По крайней мере понятно, что в России за эти 45 лет вообще ничего не изменилось!
Anonym
Нет, изменилось, в России действует закон, почти такой же, как в Чешской республике: если о митинге вы заранее не сообщаете и не получаете разрешения (для запрета есть законные основания), вас заберет полиция.
Anonym
В России практически все митинги оппозиции запрещают… Об этом речь…
Йирка Микшик (Jirka Mikšík)
Нет, я не защищаю Путина, но попробуйте провести митинг у британского парламента. Есть закон, согласно которому митинги могут быть не ближе, чем в 800 метрах. Если там кто-то развернет транспарант и английская полиция его арестует, об этом IDnes тоже будет писать как о тоталитарных тенденциях в Британии?
Давид Ярчик (David Jarčík)
Собрали пару провокаторов, которые митинговали там, где не должны были. Это совершенно нормально, но здесь на этом строят целые научные теории. Лучше посмотрите на экономический рост России и подумайте, что нам это может дать.
Йозеф Вацек (Josef Vacek)
По заслугам получили!
Йирка Башик (Jirka Bašík)
Кончено, лучше сидеть дома и выражать свое недовольство с 0,5 литра на кухне без вентилятора… Да… Таких полно в Чехии.
Мирослав Вишка (Miroslav Viška)
Россия с собой не справится. И пусть там правит царь, большевик или Путин, я в этой части света жить не хочу, даже если бы мне за это заплатили. Россия все еще в большей степени азиатская, а не европейская страна, тоталитарная, а не демократическая. Но чего ждать от государства, где все еще правит кучка сотрудников КГБ/ФСБ во главе с Путиным.
Мирослав Хмеличек (Miroslav Chmelíček)
У нас об этой годовщине через год тоже уже не вспомнят. Максимум — как годовщину братской помощи.
Либор Велан (Libor Velan)
Они должны были выбрать другую площадь и еще — другое время, лет через 100.
Рената Седлачкова (Renata Sedláčková)
Митинг? Это была всего лишь попытка напомнить тех смелых людях 1968 года.