Россия отвергла заявления США о том, что в Сирии было применено химическое оружие, назвав эти обвинения «полной бессмыслицей», и предупредила, что военное вторжение без санкции ООН будет нарушением международного права. Однако что может сделать Россия в ответ на удар США по Сирии?
На прошлой неделе этим вопросом задавалось множество экспертов и журналистов, учитывая тесные отношения России с сирийским президентом Башаром аль-Асадом. По мнению экспертов, Россия не станет предпринимать никаких решительных мер против США: вероятнее всего, она публично пожалуется на действия США и продолжит делать в Сирии то, что делала до настоящего момента.
«Россия имеет довольно ограниченное число вариантов „наказания“ для США», — отметил Стивен Пайфер (Steven Pifer), бывший посол США на Украину, а ныне сотрудник Бруклинского института, в беседе с репортерами АВС News.
Россия решительно выступает против западного вторжения в Сирию. Москва является последним серьезным союзником Сирии, ее поставщиком оружия и финансовым покровителем. Этот альянс помогает России сохранить остатки своего влияния в регионе и небольшой плацдарм в Средиземном море. Помимо этого, с момента распада Советского Союза Кремль всегда решительно выступал против иностранного вмешательство во внутренние конфликты.
По мнению экспертов, Россия не оставит своих попыток помешать Совету Безопасности ООН применить силу, надавить или даже осудить Асада. Она будет громко жаловаться на вмешательство США и предупреждать о потенциальных последствиях в регионе.
Однако в конце концов Россия поймет, что она не может предотвратить вторжение войск США, и, скорее всего, она не станет делать никаких заявлений по этому поводу, просто потому что она не заинтересована в том, чтобы ввязываться в этот конфликт, оказываться в еще большей изоляции и прекращать сотрудничество с США в важных для нее сферах.
По словам Пайфера, российский президент Владимир Путин достаточно умен для того, чтобы скрыть свое недовольство, поскольку слишком много шума «подчеркнет неспособность России помешать» вторжению.
Вероятнее всего, Кремль продолжит поставлять оружие режиму Асада и оказывать ему финансовую помощь, поскольку, как на этой неделе сообщило агентство Reuters, за последние несколько месяцев связи между двумя странами заметно укрепились.
Ниже перечислены те шаги, которые Россия, вероятнее всего, НЕ станет предпринимать.
Атаковать
В понедельник, 26 августа, министр иностранных дел Сергей Лавров ясно дал понять, что Россия «не собирается ни с кем воевать» из-за Сирии. Тогда как объяснить то, что российские военные корабли были отправлены в Средиземное море? Они уже два года приходят и уходят оттуда согласно графику. Они могут посылать сигналы, однако в конечном счете они, вероятнее всего, нужны лишь для того, чтобы эвакуировать российских граждан, если ситуация ухудшится.
Открыто защищать Асада
Россия долгое время поддерживала правительство Асада, однако она делала это довольно тихо и в недостаточной степени для того, чтобы перевесить чашу весов в пользу режима. На протяжении всего конфликта Россия продолжала «выполнять существующие контракты» на поставку оборонительных вооружений, таких как системы противовоздушной и береговой обороны, но она перестала поставлять в Сирию ЗРК С-300, за который Сирия уже заплатила. В июне Путин лично сказал, что Россия не будет поставлять в Сирию С-300, потому что «мы не хотим нарушать баланс в регионе».
«Я думаю, Россия выступит с умеренной критикой и, возможно, сделает какой-нибудь символический жест в сторону Асада — но даже в этом случае Москве необходимо соблюдать осторожность, чтобы не отдалиться от арабского мира еще больше», — добавил Пайфер.
Рвать связи с США
Сейчас отношения между Россией и США довольно напряженные, что связано с разногласиями по поводу противовоздушной обороны, решением России предоставить временное политическое убежище разоблачителю АНБ Эдварду Сноудену (Edward Snowden) и решением президента Обамы отменить саммит с Путиным. Однако этот вовсе не значит, что в настоящий момент в отношениях между странами ничего не происходит.
Россия и США продолжают вести переговоры по таким вопросам, как противовоздушная оборона и контроль над вооружениями, даже несмотря на отсутствие серьезных прорывов. Многие наблюдатели отмечают, что в рамках отношений с США Россия очень умело отделяет одни вопросы от других: если в одной сфере отношения накаляются, Российские политики не дают им сойти на нет в другой сфере. Если России что-то выгодно, она будет преследовать свою цель, независимо от того, что происходит в других сферах. Если же она не видит в чем-то выгоды для себя, она не станет тратить на это свое время и энергию.
В конце концов, США и Россия, скорее всего, решат пойти на какой-нибудь символический жест, который снова сблизит их, и, возможно, это случится уже во время саммита G20, который должен состояться в Санкт-Петербурге. 31 августа Путин предложил лидерам мировых держав обсудить ситуацию в Сирии в рамках саммита G20.
«Я думаю, что Путин и Обама договорятся о встрече в рамках конференции „Женева-2“, что позволит им сохранить лицо», — объяснил Мэтт Рожанский (Matt Rojansky), директор Института Кеннана в Центре Уилсона, ссылаясь на длительные попытки России и США организовать международную конференцию по вопросам мира.
Укреплять сотрудничество с Ираном и блокировать действия США в таких странах, как Афганистан
В геополитическом смысле такие действия противоречат интересам России, и именно поэтому она, вероятнее всего, на это не пойдет. Россия испытывает беспокойство по поводу вывода войск НАТО из Афганистана, поэтому у нее есть все основания для того, что помогать США в этом вопросе. У России также нет никаких причин начинать оказывать помощь Ирану. На этой неделе, на фоне разногласий по сирийскому вопросу, было объявлено о том, что новейший ЗРК С-300, который Россия продала Ирану несколько лет назад и так и не доставила, уже был разобран и переработан.
Вероятно, Путина гораздо больше заботит его имидж внутри страны: он не хочет показаться слабым и неспособным противостоять американцам. Все это происходит как раз в тот момент, когда Россия завершает подготовку к проведению саммита G20. Тем не менее, в конечном итоге он все равно может оказаться в выигрышном положении.
«В долгосрочной перспективе, поскольку авиаудар, вероятнее всего, ничего не решит, а США не станут вводить туда войска, репутация Путина улучшится в связи с тем, что он выступал против военного вмешательства», — добавил Рожанский.